В гостях у императора. В Гатчинском дворце воссозданы комнаты Николая I

В гостях у императора. В Гатчинском дворце воссозданы комнаты Николая I | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наступившая осень Гатчине к лицу. В парке радуют глаз не по-осеннему свежая зелень, обилие цветов. В будний день на аллеях немноголюдно. Зато в Гатчинском дворце нескончаемый поток, группы следуют одна за другой. В минувшие выходные для посетителей открылся новый маршрут - комнаты императора Николая I в Арсенальном каре. В музейном мире это заметное событие. Постоянные экспозиции открываются редко. Еще реже в полном объеме воссоздаются комнаты, принадлежавшие кому-то из императоров.

Исторически сложилось, что с Гатчиной связаны имена Павла I и Александра III. Но без владельца пяти помещений в Арсенальном каре с окнами в Собственный и Нижний Голландский сады не обойтись. Именно при Николае I Гатчинский дворец обрел облик, который посетители видят сегодня. С Гатчиной были связаны детские воспоминания будущего императора. Здесь он бывал с отцом и даже принимал с ним военные парады на плацу. Дворец он унаследовал после смерти матери в 1829 году. Комнаты по своему вкусу - Малый и Большой военный кабинеты, Камердинерскую, Приемную - обустроил двумя десятилетиями спустя.

Третьего сына в царской семье готовили не к престолонаследию, а к военной службе, это отразилось на его предпочтениях в быту. В помещениях, где он работал и проводил много времени, нет позолоты, нет пышной торжественной обстановки. Для своих комнат в Арсенальном каре император потребовал по возможности использовать прежнюю мебель, которую подновили. Архитектору Роману Кузьмину пришлось убеждать венценосного заказчика использовать мрамор для подоконников - «чтобы был приличный вид». Тот в целях экономии настаивал на путиловском известняке.

По традиции, существовавшей в Гатчинском дворце, комнаты Николая I с его уходом из жизни сохранились как мемориальные, после революции - в статусе музейной экспозиции.

В 1944 году Арсенальное каре горело, пожар уничтожил значительную часть интерьеров. На реставрацию помещений и воссоздание комнат Николая I потребовалось больше десяти лет. Основная часть работ пришлась на восстановление интерьеров. Но музейщикам пришлось столкнуться с не менее важной проблемой: далеко не все предметы, наполнявшие комнаты, сохранились. В числе вернувшихся экспонатов много подлинных вещей, но есть и те, что подобраны по аналогии. Часть мебели воссоздана по описаниям, изображениям, фотографиям, акварелям Гау.

С первого взгляда видно, что комнаты, о которых идет речь, мужские. В них много красного дерева с резьбой, простая мебель: шкафы с книгами и картами, рабочие столы, стулья, кресла, походная кровать... На стенах акварели с изображением военной формы, которой увлекался Николай I.

Малый кабинет - угловая комната рядом с выходом в Собственный сад. Каждое утро император начинал с легкого завтрака, после которого шел гулять в сад. Возвращался и здесь же занимался делами. Кабинет освещает подлинная люстра ХIХ века. Мебель - из исторической коллекции музея-заповедника.

Соседнее помещение - Камердинерская. Дежурившие здесь слуги обходились без верхнего света, чтобы не тревожить императора, - комнату освещала фарфоровая кассельская лампа.

В приемную, где аудиенции дожидались министры, генералы, представители губернского дворянства, вернулись стол, стулья работы мастеров Гамбсов, люстра синего стекла на бронзовых золоченых подвесках.

В Большом военном кабинете (на снимке) - письменный стол и бюро мастерской Гамбса, массивная люстра, походная раздвижная кровать. В витрине один из последних офицерских мундиров Николая I. Центр парадного помещения - огромное полотно австрийского художника 

И. Лампи-младшего «Император Павел I со свитой» 1802 года. В память об отце Николай I выкупил картину у частного лица. Из парадного зала в распахнутые двери можно видеть ватерклозет и «дожжевой шкаф» - прообраз современной душевой кабины.

Открывая новую постоянную экспозицию, директор «Гатчины» Василий Панкратов сказал, что у Арсенального каре иная музейная природа, чем у основного дворца. До революции в каре размещался Музей царского быта. Люди ходили туда смотреть, как жили русские цари. ГМЗ «Гатчина» вступил на путь возрождения этого музея.

#Гатчина #музей-заповедник #дворцы Санкт-Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «В гостях у императора».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?