Сразу две выставки в серии показов одного предмета открылись в ГМЗ «Гатчина»

Обе необычные, одна открыла новую серию «В часе езды от Гатчинского дворца», другая предваряет предстоящий зимой большой проект «Империя смотрит на Восток».

Сразу две выставки в серии показов одного предмета открылись в ГМЗ «Гатчина» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Этот музей-заповедник, будучи петербургским, находится в Ленинградской области и, как рассказал его директор Василий Панкратов, стремится к тесному сотрудничеству музеев двух регионов. По­этому появилась идея совместных выставок.

Началом послужил случай: Панкратов, интересуясь псковскими родами Яхонтовых, встретил в документах имя Николая Александровича Яхонтова, псковского уездного предводителя дворянства, у которого в имении «Комно» Пушкин гостил во время михайловской ссылки. В начале прошлого века потомки Яхонтова создали домашний музей о поэте. Зная это, в 1911 году Николай Окулич-Казарин, псковский историк, подарил им сумку-торбу из льняного холста с вышивкой крестом (на снимке). По преданию, в начале XIX века эту сумку сшили из полотенец крепостные крестьянки села Михайловское. Она могла принадлежать Арине Родионовне, няне Пушкина.

В 1965 году сумка была подарена Всесоюзному музею Пушкина. В 1974 году, когда в Кобрине открывался музей «Домик няни А. С. Пушкина», сумку передали туда. Как сообщила Наталья Клюшина, заведующая музеем, почти полвека этот предмет не покидал постоянную экспозицию, но недавно ему потребовалась реставрация. Узнав об этом, Панкратов связался с Российским этнографическим музеем, и его реставраторы за полгода провели все необходимые работы по укреплению холста и вышивки. ГМЗ «Гатчина» показывает сумку по 11 октября, а затем она вернется в Кобрино. В планах музеев — создание совместного маршрута: Гатчина — «Домик няни» в Кобрине — «Дом станционного смотрителя» в Выре — усадьба Набоковых в Рождествено.

Гатчина2_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА


На второй выставке представлено буддийское божество. Как рассказала Инна Беляева, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина», хранитель фонда скульптуры и камня, в ходе подготовки проекта «Империя смотрит на Восток» она пересматривала все предметы, связанные с этой темой. И обратила внимание на раскрашенный глиняный предмет, который в 1986 году был подарен музею частным лицом для пополнения восточных коллекций, сильно пострадавших в годы Великой Оте­чественной войны. Вероятно, владелец не догадывался о назначении вещи и использовал ее как экзотическое украшение.

Исследования показали, что это «ца-ца» — традиционное буддийское рельефное символическое изображение, в данном случае на нем Махакала (в переводе с тибетского «Великое черное сострадание») — божество, помогающее людям преодолеть ошибки и заблуждения, очиститься и достичь просветления (на снимке). Все атрибуты рель­ефа имеют свои символические значения. Например, три глаза — это способность видеть прошлое, настоящее и будущее; шесть рук символизируют действия, приводящие к просветлению, — щедрость, этика, терпение, усердие, медитация, мудрость; шкура белого тигра — символ очищения от страсти. Рельеф изготовлен во второй половине XIX века в Китайской Монголии, хранился в фондах музея и никогда прежде не экспонировался. Предполагается, что после завершения реставрации Китайской галереи Гатчинского дворца Махакала зай­мет в ней свое постоянное место.


#выставка #Гатчина #Восток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «Торба и божество».


Комментарии