Болезнь Федры и время Аллы

Этой весной студия Дианы Вишневой Context Pro начала проводить открытые репетиции и встречи с современными хореографами. Впервые зрители получат возможность наблюдать обычно закрытый для публики процесс.

Болезнь Федры и время Аллы | Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев (Мариинский театр), исполнители партий Федры и Ипполита. ФОТО Марка ОЛИЧА

Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев (Мариинский театр), исполнители партий Федры и Ипполита. ФОТО Марка ОЛИЧА

Приоткрыть завесу тайны между замыслом и его воплощением решится не каждый хореограф. Первым смельчаком стал Алексей Кононов, выпускник Вагановской академии, основавший собственную танцевальную компанию в Берлине. Петербургские зрители видели его балеты F 63.9 и «Время женщины» на Малой сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Он позволил всем желающим понаблюдать за репетицией балета F 63.9 по трагедии Марины Цветаевой «Федра» (F 63.9 - это международный код, означающий «любовь» в официальной классификации болезней). Партии Федры и Ипполита исполнили солисты Мариинского театра Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев. Этот балет - личное высказывание хореографа о любви и падении.

Постановка создавалась в Берлине с немецкими артистами. По словам Кононова, самое трудное было объяснить немцам однокоренные слова «падшая женщина» и «грехопадение». Тема осознания своей греховности и трагического искупления греха проходит лейтмотивом спектакля и отчетливо слышна в музыке Альфреда Шнитке. Воплотить «Федру» посредством танца Алексей Кононов задумал почти двадцать лет назад. Несколько раз перечитывал трагедию, ему казалось, что Марина Цветаева будто написала либретто для балета. Диалогов практически нет. Сплетенье рук, сплетенье ног и судеб.

«Хотелось понять, как, зачем и почему такое возможно. Я пытался довести историю до предельной интимности, показать взаимоотношения двух людей, которые не могут сойтись вместе. Никогда», - признался Алексей Кононов.

Найти свою Федру было очень трудно. Партию главной героини репетировали балерины берлинского Staatsballett, но так и не сумели станцевать, как велел российский хореограф, «чувствами, а не мышцами, чтобы танец исходил из нутра, как крик раненой души». И вот появилась восемнадцатилетняя Агнешка. Совсем юная балерина передала то, что не получилось выразить у сорокалетних звезд берлинского балета.

В Петербурге Федру найти тоже было непросто. Но она нашлась - умеющая танцевать «чувствами, а не мышцами» Ника Цхвитария. Партия Федры безумно сложная. Руки как плети, руки как крылья, ноги подкашиваются, разъезжаются. Ей больно, очень больно. Ее ломает, скручивает, тело горит от нервного напряжения. Как будто балерину кружит ураганный ветер, а она как веточка на этом ветру, дрожит и трепещет, еще не сломленная, но уже бессильная.

«Каждый твой шаг - это точка, ей нет покоя», - говорил Кононов... Звучала музыка Шнитке, похожая на стон. Андрей Арсеньев, исполнитель роли Ипполита, танцевал легко и непринужденно - никакого чувства вины, никакого страдания. Сама полюбила, никто не велел...

Второй балет, который привез Алексей Кононов в Петербург, называется «Время Женщины». Именно так - с большой буквы. Спектакль посвящен Алле Осипенко. Под музыку Иоганна Себастьяна Баха и Мортона Фелдмана танцовщики Камилла Мацци и Андрей Арсеньев с помощью пластики, показывающей красоту сильного и гибкого тела, рассуждали... о старости. Но старости не как увядании красоты, напротив, о том явлении, мимолетном и оттого прекрасном, которое в природе зовется осенью.

Идея возникла десять лет назад - к юбилею Аллы Евгеньевны. Она же репетировала главную роль, но состояние здоровья не позволило балерине выйти на сцену. Премьеру пришлось отложить до следующего юбилея. Через пять лет спектакль станцевали в Германии, но без участия Осипенко. Хореограф Алексей Кононов может часами рассказывать о своей дружбе с выдающейся балериной. В 1999 году он поставил для Аллы Осипенко балет «...но облака...» по пьесе Сэмюэля Беккета, абсурдный и парадоксальный, как многие жизни и судьбы.

Историю близкой дружбы со своей музой Алексей Кононов рассказал так живо и искренне, что казалось, он читал личный дневник.

«Мне было страшно озвучить, что я чувствую, показать, кто я есть», - признался хореограф.

То же самое станцевать уже не так страшно, да.

#хореография #Context Pro #Алексей Кононов

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.