Болезнь Федры и время Аллы

Этой весной студия Дианы Вишневой Context Pro начала проводить открытые репетиции и встречи с современными хореографами. Впервые зрители получат возможность наблюдать обычно закрытый для публики процесс.

Болезнь Федры и время Аллы | Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев (Мариинский театр), исполнители партий Федры и Ипполита. ФОТО Марка ОЛИЧА

Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев (Мариинский театр), исполнители партий Федры и Ипполита. ФОТО Марка ОЛИЧА

Приоткрыть завесу тайны между замыслом и его воплощением решится не каждый хореограф. Первым смельчаком стал Алексей Кононов, выпускник Вагановской академии, основавший собственную танцевальную компанию в Берлине. Петербургские зрители видели его балеты F 63.9 и «Время женщины» на Малой сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Он позволил всем желающим понаблюдать за репетицией балета F 63.9 по трагедии Марины Цветаевой «Федра» (F 63.9 - это международный код, означающий «любовь» в официальной классификации болезней). Партии Федры и Ипполита исполнили солисты Мариинского театра Ника Цхвитария и Андрей Арсеньев. Этот балет - личное высказывание хореографа о любви и падении.

Постановка создавалась в Берлине с немецкими артистами. По словам Кононова, самое трудное было объяснить немцам однокоренные слова «падшая женщина» и «грехопадение». Тема осознания своей греховности и трагического искупления греха проходит лейтмотивом спектакля и отчетливо слышна в музыке Альфреда Шнитке. Воплотить «Федру» посредством танца Алексей Кононов задумал почти двадцать лет назад. Несколько раз перечитывал трагедию, ему казалось, что Марина Цветаева будто написала либретто для балета. Диалогов практически нет. Сплетенье рук, сплетенье ног и судеб.

«Хотелось понять, как, зачем и почему такое возможно. Я пытался довести историю до предельной интимности, показать взаимоотношения двух людей, которые не могут сойтись вместе. Никогда», - признался Алексей Кононов.

Найти свою Федру было очень трудно. Партию главной героини репетировали балерины берлинского Staatsballett, но так и не сумели станцевать, как велел российский хореограф, «чувствами, а не мышцами, чтобы танец исходил из нутра, как крик раненой души». И вот появилась восемнадцатилетняя Агнешка. Совсем юная балерина передала то, что не получилось выразить у сорокалетних звезд берлинского балета.

В Петербурге Федру найти тоже было непросто. Но она нашлась - умеющая танцевать «чувствами, а не мышцами» Ника Цхвитария. Партия Федры безумно сложная. Руки как плети, руки как крылья, ноги подкашиваются, разъезжаются. Ей больно, очень больно. Ее ломает, скручивает, тело горит от нервного напряжения. Как будто балерину кружит ураганный ветер, а она как веточка на этом ветру, дрожит и трепещет, еще не сломленная, но уже бессильная.

«Каждый твой шаг - это точка, ей нет покоя», - говорил Кононов... Звучала музыка Шнитке, похожая на стон. Андрей Арсеньев, исполнитель роли Ипполита, танцевал легко и непринужденно - никакого чувства вины, никакого страдания. Сама полюбила, никто не велел...

Второй балет, который привез Алексей Кононов в Петербург, называется «Время Женщины». Именно так - с большой буквы. Спектакль посвящен Алле Осипенко. Под музыку Иоганна Себастьяна Баха и Мортона Фелдмана танцовщики Камилла Мацци и Андрей Арсеньев с помощью пластики, показывающей красоту сильного и гибкого тела, рассуждали... о старости. Но старости не как увядании красоты, напротив, о том явлении, мимолетном и оттого прекрасном, которое в природе зовется осенью.

Идея возникла десять лет назад - к юбилею Аллы Евгеньевны. Она же репетировала главную роль, но состояние здоровья не позволило балерине выйти на сцену. Премьеру пришлось отложить до следующего юбилея. Через пять лет спектакль станцевали в Германии, но без участия Осипенко. Хореограф Алексей Кононов может часами рассказывать о своей дружбе с выдающейся балериной. В 1999 году он поставил для Аллы Осипенко балет «...но облака...» по пьесе Сэмюэля Беккета, абсурдный и парадоксальный, как многие жизни и судьбы.

Историю близкой дружбы со своей музой Алексей Кононов рассказал так живо и искренне, что казалось, он читал личный дневник.

«Мне было страшно озвучить, что я чувствую, показать, кто я есть», - признался хореограф.

То же самое станцевать уже не так страшно, да.

#хореография #Context Pro #Алексей Кононов

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?