Зрителя нужно воспитывать

Сегодня в нашем городе начинается V международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В 2016 году молодой хореограф Ольга Васильева одержала победу в конкурсе, который проходил в рамках этого фестиваля, а в программе нынешнего праздника танца участвует с постановкой, созданной в результате стажировки в Израиле. Журналист Елизавета РАЗИНКИНА поговорила с Ольгой ВАСИЛЬЕВОЙ о том, как правильно смотреть современные постановки, о популярности танцевальных телешоу и многом другом.

Зрителя нужно воспитывать | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- Ольга, в вашей семье кто-то танцевал? Почему вы выбрали профессию хореографа?

- В моей семье никто не связан с творчеством: мама - экономист, папа - военный. Я занимаюсь танцами с четырех лет и в какой-то момент поняла, что люблю наблюдать за танцующими людьми и с их помощью транслировать мысли, которые меня занимают. Поэтому в Колледж культуры и искусства и в Академию Вагановой я поступала именно на педагога. Какое-то время много работала и как танцовщик: в компании Лилии Бурдинской (хореограф, основатель и руководитель студии современного танца ByeBye Ballet. - Прим. ред.) и других ребят. Сейчас у меня больше постановочной работы, но танцевать по-прежнему люблю. Хореография для меня - способ коммуникации с миром.

- Первую серьезную постановку вы сделали по рассказу «Спи» Виктора Пелевина. Чем объясняется выбор материала?

- Я делала эту работу на втором курсе обучения в академии. Мне хотелось опереться на литературный источник, я долго искала подходящий и к «Спи» пришла не сразу. На протяжении рассказа герой борется со сном и не замечает, как стареет. Эта история меня вдохновила, в голове сразу возникли картинки танца. На том вечере было показано всего две работы - моя и Кости Кейхеля (хореограф, педагог Академии танца Бориса Эйфмана. - Прим. ред.).

- В прошлом году вы победили в конкурсе фестиваля Context. Diana Vishneva. Почему вы тогда решили участвовать именно в этом проекте?

- Сначала я попала на конкурс как исполнитель - годом ранее участвовала в работе Лилии Бурдинской. Поэтому, подавая заявку как хореограф, уже знала, на что иду. Context отличается от других проектов доброжелательностью, высоким уровнем организации и, что особенно важно, лишен атмосферы конкуренции. У меня была отличная команда исполнителей: Володя Варнава, Саша Челидзе, Костя Кейхель, Полина Митряшина, и мы получили удовольствие от участия. Context - скорее творческая мастерская, чем конкурс, и это вдохновляет.

- В качестве награды за победу вы получили грант на стажировку в Израиле, стране, которая славится школой современного танца. Расскажите об этом опыте.

- Обучение проходит в рамках программы Maslool и состоит из двух этапов. Сначала приезжаешь на несколько дней, знакомишься с куратором (в данном случае это Наоми Перлов), проводишь урок-репетицию и определяешься с составом танцовщиков для дальнейшей работы. Я выбрала шестерых студентов - трех девушек и трех молодых людей - и вернулась в Петербург разрабатывать идею. Второй раз я приехала уже на месяц - непосредственно для работы над постановкой. Она называется Choice («Выбор»), длится около десяти минут и посвящена теме выбора, который каждый из нас совершает ежедневно. Эту работу мы покажем в Москве и Петербурге.

- Работая с израильскими студентами, ощутили разницу в подходе к ремеслу?

- В Израиле люди более открыты, всегда готовы к коммуникации, и сам танец свободнее. Чувствуется и высокая степень подготовленности зрителей. Особенно меня впечатлил вечер молодых хореографов известного израильского коллектива Batsheva. История современного танца в России и в Израиле очень разная, и это не может не отражаться на нынешнем положении дел. Безусловно, у нас свой путь, но важно в полной мере ощутить этот отрыв. В России есть несколько точек, где продвигают современный танец, а в Израиле это повсеместно, и диапазон возможностей танцоров гораздо шире.

- В России классический танец преобладает над современным.

- История российского современного танца молодая, ей всего сорок лет. Когда активно развивалась эта культура, мы были за железным занавесом и понятия не имели о том, что происходит в мире. Сегодня все по-другому: Интернет, мастер-классы, конкурсы, гранты. Важно поощрять осведомленность, и зрителя нужно воспитывать, давать возможность, например, посетить урок при любом уровне подготовки. Осенью в Петербурге начала работу студия Дианы Вишневой Context Pro, двери которой открыты для всех.

- Какие люди приходят в современный танец?

- Разные. Но в первую очередь меня восхищают те, кто после классического танца обращаются к современному. Они поднимают танцевальную культуру на новый уровень. Диана (Вишнева. - Прим. ред.) - прима-балерина, начавшая работать с современными хореографами и достигшая всемирного успеха, - невероятно вдохновляющий пример. И ее фестиваль - поддержка для молодых исполнителей.

- Насколько молодые хореографы востребованы большими площадками?

- Интерес к этой форме сотрудничества растет, несмотря на то что для крупного театра подобный опыт - всегда риск. Я сама с удовольствием сделала бы масштабную работу для репертуара театра.

- Как вы относитесь к популярности танцевальных шоу на телевидении? Теперь их несколько на разных каналах.

- Я в замешательстве. С одной стороны, неправильно, если знания людей о современном танце ограничатся просмотром телевизионных шоу, ведь у него чрезвычайно богатая история. С другой - познавательную функцию такие проекты все-таки выполняют. Но телевидение подразумевает определенный способ подачи, и не могу сказать, что он мне близок.

- Современный танец требует от зрителя еще большей открытости и восприимчивости, чем классический. На что опираться при просмотре постановок человеку, впервые оказавшемуся на фестивале Context?

- Здесь важно избегать однозначных трактовок: сколько людей в зале - столько историй. Поэтому следует концентрироваться на ощущениях. В первый раз достичь полного понимания, может быть, сложно, но в процессе погружения в материал зрителю начнут открываться новые грани увиденного. Главное - начать.

#Ольга Васильева #хореография #фестиваль

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.