Зрителя нужно воспитывать

Сегодня в нашем городе начинается V международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В 2016 году молодой хореограф Ольга Васильева одержала победу в конкурсе, который проходил в рамках этого фестиваля, а в программе нынешнего праздника танца участвует с постановкой, созданной в результате стажировки в Израиле. Журналист Елизавета РАЗИНКИНА поговорила с Ольгой ВАСИЛЬЕВОЙ о том, как правильно смотреть современные постановки, о популярности танцевальных телешоу и многом другом.

Зрителя нужно воспитывать | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- Ольга, в вашей семье кто-то танцевал? Почему вы выбрали профессию хореографа?

- В моей семье никто не связан с творчеством: мама - экономист, папа - военный. Я занимаюсь танцами с четырех лет и в какой-то момент поняла, что люблю наблюдать за танцующими людьми и с их помощью транслировать мысли, которые меня занимают. Поэтому в Колледж культуры и искусства и в Академию Вагановой я поступала именно на педагога. Какое-то время много работала и как танцовщик: в компании Лилии Бурдинской (хореограф, основатель и руководитель студии современного танца ByeBye Ballet. - Прим. ред.) и других ребят. Сейчас у меня больше постановочной работы, но танцевать по-прежнему люблю. Хореография для меня - способ коммуникации с миром.

- Первую серьезную постановку вы сделали по рассказу «Спи» Виктора Пелевина. Чем объясняется выбор материала?

- Я делала эту работу на втором курсе обучения в академии. Мне хотелось опереться на литературный источник, я долго искала подходящий и к «Спи» пришла не сразу. На протяжении рассказа герой борется со сном и не замечает, как стареет. Эта история меня вдохновила, в голове сразу возникли картинки танца. На том вечере было показано всего две работы - моя и Кости Кейхеля (хореограф, педагог Академии танца Бориса Эйфмана. - Прим. ред.).

- В прошлом году вы победили в конкурсе фестиваля Context. Diana Vishneva. Почему вы тогда решили участвовать именно в этом проекте?

- Сначала я попала на конкурс как исполнитель - годом ранее участвовала в работе Лилии Бурдинской. Поэтому, подавая заявку как хореограф, уже знала, на что иду. Context отличается от других проектов доброжелательностью, высоким уровнем организации и, что особенно важно, лишен атмосферы конкуренции. У меня была отличная команда исполнителей: Володя Варнава, Саша Челидзе, Костя Кейхель, Полина Митряшина, и мы получили удовольствие от участия. Context - скорее творческая мастерская, чем конкурс, и это вдохновляет.

- В качестве награды за победу вы получили грант на стажировку в Израиле, стране, которая славится школой современного танца. Расскажите об этом опыте.

- Обучение проходит в рамках программы Maslool и состоит из двух этапов. Сначала приезжаешь на несколько дней, знакомишься с куратором (в данном случае это Наоми Перлов), проводишь урок-репетицию и определяешься с составом танцовщиков для дальнейшей работы. Я выбрала шестерых студентов - трех девушек и трех молодых людей - и вернулась в Петербург разрабатывать идею. Второй раз я приехала уже на месяц - непосредственно для работы над постановкой. Она называется Choice («Выбор»), длится около десяти минут и посвящена теме выбора, который каждый из нас совершает ежедневно. Эту работу мы покажем в Москве и Петербурге.

- Работая с израильскими студентами, ощутили разницу в подходе к ремеслу?

- В Израиле люди более открыты, всегда готовы к коммуникации, и сам танец свободнее. Чувствуется и высокая степень подготовленности зрителей. Особенно меня впечатлил вечер молодых хореографов известного израильского коллектива Batsheva. История современного танца в России и в Израиле очень разная, и это не может не отражаться на нынешнем положении дел. Безусловно, у нас свой путь, но важно в полной мере ощутить этот отрыв. В России есть несколько точек, где продвигают современный танец, а в Израиле это повсеместно, и диапазон возможностей танцоров гораздо шире.

- В России классический танец преобладает над современным.

- История российского современного танца молодая, ей всего сорок лет. Когда активно развивалась эта культура, мы были за железным занавесом и понятия не имели о том, что происходит в мире. Сегодня все по-другому: Интернет, мастер-классы, конкурсы, гранты. Важно поощрять осведомленность, и зрителя нужно воспитывать, давать возможность, например, посетить урок при любом уровне подготовки. Осенью в Петербурге начала работу студия Дианы Вишневой Context Pro, двери которой открыты для всех.

- Какие люди приходят в современный танец?

- Разные. Но в первую очередь меня восхищают те, кто после классического танца обращаются к современному. Они поднимают танцевальную культуру на новый уровень. Диана (Вишнева. - Прим. ред.) - прима-балерина, начавшая работать с современными хореографами и достигшая всемирного успеха, - невероятно вдохновляющий пример. И ее фестиваль - поддержка для молодых исполнителей.

- Насколько молодые хореографы востребованы большими площадками?

- Интерес к этой форме сотрудничества растет, несмотря на то что для крупного театра подобный опыт - всегда риск. Я сама с удовольствием сделала бы масштабную работу для репертуара театра.

- Как вы относитесь к популярности танцевальных шоу на телевидении? Теперь их несколько на разных каналах.

- Я в замешательстве. С одной стороны, неправильно, если знания людей о современном танце ограничатся просмотром телевизионных шоу, ведь у него чрезвычайно богатая история. С другой - познавательную функцию такие проекты все-таки выполняют. Но телевидение подразумевает определенный способ подачи, и не могу сказать, что он мне близок.

- Современный танец требует от зрителя еще большей открытости и восприимчивости, чем классический. На что опираться при просмотре постановок человеку, впервые оказавшемуся на фестивале Context?

- Здесь важно избегать однозначных трактовок: сколько людей в зале - столько историй. Поэтому следует концентрироваться на ощущениях. В первый раз достичь полного понимания, может быть, сложно, но в процессе погружения в материал зрителю начнут открываться новые грани увиденного. Главное - начать.

#Ольга Васильева #хореография #фестиваль

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?