Главная городская газета

Зрителя нужно воспитывать

  • 16.11.2017
  • Елизавета Разинкина
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Зрителя нужно воспитывать | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сегодня в нашем городе начинается V международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В 2016 году молодой хореограф Ольга Васильева одержала победу в конкурсе, который проходил в рамках этого фестиваля, а в программе нынешнего праздника танца участвует с постановкой, созданной в результате стажировки в Израиле. Журналист Елизавета РАЗИНКИНА поговорила с Ольгой ВАСИЛЬЕВОЙ о том, как правильно смотреть современные постановки, о популярности танцевальных телешоу и многом другом.

- Ольга, в вашей семье кто-то танцевал? Почему вы выбрали профессию хореографа?

- В моей семье никто не связан с творчеством: мама - экономист, папа - военный. Я занимаюсь танцами с четырех лет и в какой-то момент поняла, что люблю наблюдать за танцующими людьми и с их помощью транслировать мысли, которые меня занимают. Поэтому в Колледж культуры и искусства и в Академию Вагановой я поступала именно на педагога. Какое-то время много работала и как танцовщик: в компании Лилии Бурдинской (хореограф, основатель и руководитель студии современного танца ByeBye Ballet. - Прим. ред.) и других ребят. Сейчас у меня больше постановочной работы, но танцевать по-прежнему люблю. Хореография для меня - способ коммуникации с миром.

- Первую серьезную постановку вы сделали по рассказу «Спи» Виктора Пелевина. Чем объясняется выбор материала?

- Я делала эту работу на втором курсе обучения в академии. Мне хотелось опереться на литературный источник, я долго искала подходящий и к «Спи» пришла не сразу. На протяжении рассказа герой борется со сном и не замечает, как стареет. Эта история меня вдохновила, в голове сразу возникли картинки танца. На том вечере было показано всего две работы - моя и Кости Кейхеля (хореограф, педагог Академии танца Бориса Эйфмана. - Прим. ред.).

- В прошлом году вы победили в конкурсе фестиваля Context. Diana Vishneva. Почему вы тогда решили участвовать именно в этом проекте?

- Сначала я попала на конкурс как исполнитель - годом ранее участвовала в работе Лилии Бурдинской. Поэтому, подавая заявку как хореограф, уже знала, на что иду. Context отличается от других проектов доброжелательностью, высоким уровнем организации и, что особенно важно, лишен атмосферы конкуренции. У меня была отличная команда исполнителей: Володя Варнава, Саша Челидзе, Костя Кейхель, Полина Митряшина, и мы получили удовольствие от участия. Context - скорее творческая мастерская, чем конкурс, и это вдохновляет.

- В качестве награды за победу вы получили грант на стажировку в Израиле, стране, которая славится школой современного танца. Расскажите об этом опыте.

- Обучение проходит в рамках программы Maslool и состоит из двух этапов. Сначала приезжаешь на несколько дней, знакомишься с куратором (в данном случае это Наоми Перлов), проводишь урок-репетицию и определяешься с составом танцовщиков для дальнейшей работы. Я выбрала шестерых студентов - трех девушек и трех молодых людей - и вернулась в Петербург разрабатывать идею. Второй раз я приехала уже на месяц - непосредственно для работы над постановкой. Она называется Choice («Выбор»), длится около десяти минут и посвящена теме выбора, который каждый из нас совершает ежедневно. Эту работу мы покажем в Москве и Петербурге.

- Работая с израильскими студентами, ощутили разницу в подходе к ремеслу?

- В Израиле люди более открыты, всегда готовы к коммуникации, и сам танец свободнее. Чувствуется и высокая степень подготовленности зрителей. Особенно меня впечатлил вечер молодых хореографов известного израильского коллектива Batsheva. История современного танца в России и в Израиле очень разная, и это не может не отражаться на нынешнем положении дел. Безусловно, у нас свой путь, но важно в полной мере ощутить этот отрыв. В России есть несколько точек, где продвигают современный танец, а в Израиле это повсеместно, и диапазон возможностей танцоров гораздо шире.

- В России классический танец преобладает над современным.

- История российского современного танца молодая, ей всего сорок лет. Когда активно развивалась эта культура, мы были за железным занавесом и понятия не имели о том, что происходит в мире. Сегодня все по-другому: Интернет, мастер-классы, конкурсы, гранты. Важно поощрять осведомленность, и зрителя нужно воспитывать, давать возможность, например, посетить урок при любом уровне подготовки. Осенью в Петербурге начала работу студия Дианы Вишневой Context Pro, двери которой открыты для всех.

- Какие люди приходят в современный танец?

- Разные. Но в первую очередь меня восхищают те, кто после классического танца обращаются к современному. Они поднимают танцевальную культуру на новый уровень. Диана (Вишнева. - Прим. ред.) - прима-балерина, начавшая работать с современными хореографами и достигшая всемирного успеха, - невероятно вдохновляющий пример. И ее фестиваль - поддержка для молодых исполнителей.

- Насколько молодые хореографы востребованы большими площадками?

- Интерес к этой форме сотрудничества растет, несмотря на то что для крупного театра подобный опыт - всегда риск. Я сама с удовольствием сделала бы масштабную работу для репертуара театра.

- Как вы относитесь к популярности танцевальных шоу на телевидении? Теперь их несколько на разных каналах.

- Я в замешательстве. С одной стороны, неправильно, если знания людей о современном танце ограничатся просмотром телевизионных шоу, ведь у него чрезвычайно богатая история. С другой - познавательную функцию такие проекты все-таки выполняют. Но телевидение подразумевает определенный способ подачи, и не могу сказать, что он мне близок.

- Современный танец требует от зрителя еще большей открытости и восприимчивости, чем классический. На что опираться при просмотре постановок человеку, впервые оказавшемуся на фестивале Context?

- Здесь важно избегать однозначных трактовок: сколько людей в зале - столько историй. Поэтому следует концентрироваться на ощущениях. В первый раз достичь полного понимания, может быть, сложно, но в процессе погружения в материал зрителю начнут открываться новые грани увиденного. Главное - начать.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook