Как фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» двух гениев помирил

Как уже знают читатели, в девятый раз в нашем городе проходит международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»: премьеры балетных спектаклей, научные конференции, выставки, кинопоказы. Как и весь балетный мир, хозяин фестиваля - Музей театрального и музыкального искусства - обратился к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, великого создателя русского балета.

Как фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» двух гениев помирил |

Отношения Дягилева и Петипа были, мягко говоря, сложными, каждый отстаивал свое понимание искусства хореографии и дальнейших путей его развития. Основатель и арт-директор фестиваля Наталья Метелица примирила двух гениев. Формируя балетный репертуар проекта, она показала, как на основе версий балетов Петипа современные хореографы разных стран с дягилевской смелостью сочиняют свои интерпретации знакомых сюжетов.

Балетное дефиле открылось спектаклем «Баядерка. Пространство иллюзии», представленным на сцене Александринского театра японской труппой Noism, возглавляемой хореографом Йо Канамори. Уже название коллектива во многом определяет его творческую направленность: no-ism - никаких «измов», никакой натужной и насильственной новизны во что бы то ни стало. Для хореографа было важным создать серьезный драматический балет, где в разной степени равноценны хореография, игра актеров, сценография и костюмы. У Йо Канамори богатый творческий опыт. Он обучался искусству танца в труппе Мориса Бежара, дебютировал как хореограф в Нидерландском театре танца, а в 2004-м организовал свою собственную труппу.

Музыка спектакля основана на оригинальной партитуре Людвига Минкуса с добавлением музыкального материала, созданного японским композитором Ясухиро Кадамтасу. Действие «Баядерки» разворачивается среди равнин вымышленной империи Мараншу. Сценарист Ориза Хирата сохранил в целом либретто Мариуса Петипа, но «заземлил» его на иной исторической почве - событиях японской истории первой половины ХХ века, когда в стране сталкивались интересы Китая, Кореи, Монголии, Маньчжурии, а народ был невольным участником религиозных, кастовых и национальных распрей. Сохранился традиционный любовный треугольник: баядерка Миран, ее возлюбленный, воин Батор, и дочь императора Фуи-Шенг. Сценарист вводит в традиционное либретто новый персонаж - провидицу Пойан (отличная работа Юко Ишихара), которая, словно греческая Кассандра, может предупреждать, но, увы, ничего не может изменить.

В этом спектакле традиции японского театрального искусства с его подчеркнутой декламацией и значимыми паузами соединяются с выразительной хореографией. Балетмейстер великолепно сочиняет массовые сцены, каждой национальной группе придана своя пластика: буйный, безудержный пляс - монголам, грациозная пластика - баядеркам, резкий, полный прыжков танец - воинам. Художник по костюмам Йосюки Миямаэ тонко следует замыслу балетмейстера: каждый костюм имеет свое колористическое «звучание», точно определяя принадлежность персонажей к тому или иному слою общества.

В партии баядерки Миран Савако Исеки, танцовщица, обладающая воздушной, легкой техникой и чистотой пластических интонаций, сыграла и покорность в дуэтах с Батором, и несгибаемую волю в диалоге с принцессой-соперницей. В ее вариации на свадьбе Батора и Фуи-Шенг звучала тема безутешности, в сцене «Тени» - горделивый покой и печаль. Танец Сатоши Никагава в партии Батора был исполнен открытых эмоций. Своеобразно решена сцена «Тени»: появление одетых в белоснежные покровы баядерок не сулило Батору желанного забытья и покоя, взвинченность их пассажей, напряженность фразировок отрицали умиротворенную парадность ансамблей XIX века.

Заканчивается спектакль, во мгле исчезает пространство иллюзий, увиденное старцем по имени Мураками сквозь магический кристалл. В центре сцены - молодой Мураками, вонзающий острие ятагана в планшет подмостков. Перед ним - новая жизнь, где пространство иллюзий лишь воспоминание о бурной истории страны.

#фестиваль #хореография #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6329) от 26.11.2018 под заголовком «Как фестиваль двух гениев помирил».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...