Фестиваль «Дягилев. P. S.» завершился гастролями труппы современной хореографии из Шанхая

Театр танца Си Син впервые выступил в Петербурге и в России. Зрители увидели спектакль T. I. M. E. («Время»).

Фестиваль «Дягилев. P. S.» завершился гастролями труппы современной хореографии из Шанхая  | ФОТО ketan rajput on Unsplash

ФОТО ketan rajput on Unsplash

Си Син относят к молодым звездам китайской современной хореографии. Она прошла путь, характерный для многих творцов из сферы независимого танца. Начала как артистка. Работала в ведущих труппах современного танца в Китае и Европе. В 2014 году основала свою компанию. Театр танца Си Син сначала завоевал признание на родине, а в последние годы стал выходить на международный рынок. Труппа появлялась на фестивалях. Сама Си Син сотрудничала с престижными фигурами, участ­вовала в Венецианской биеннале танца. Незадолго до петербургских гастролей, в сентябре, постановка Си Син «Горизонт» открыла в составе вечера балетов танцевальный сезон Парижской оперы. Сама постановщица стала первой женщиной-хореографом из Китая, которая создала спектакль для одного из ключевых музыкальных театров мира. «Дягилев. P. S.» поймал Си Син в удачный момент: она достаточно известна, но не превратилась в фигуру, которая работает везде и всюду.

Спектакль T. I. M. E., которым фестиваль завершил программу, вышел в 2023 году. Он посвящен течению времени, его концепции. Программка намекала, что понимание этой категории должно было оказаться более близким к европейскому: «посвящение женщинам 30+, одержимым бегом времени». Однако на деле постановка погружает не в привычный нам бег минут, который все ускоряется и утекает сквозь пальцы, а в тягучее, монументальное, почти вечное время. Неназванная героиня спектакля, которую танцует сама Си Син, в начале засыпает — и погружается в сюрреалистическое измерение, где мир выглядит и реальным, и искаженным, где люди то ли много раз проживают одно и то же, то ли проходят варианты одного события, а время превращается в особую субстанцию, почти в безвременье.

Свой стиль танца Си Син описывает как пересечение техник европейского современного танца и традиционной китайской философии. Критики пишут о ее постановках как о близких к природе, напоминающих каллиграфию. Пластический рисунок в T. I. M. E. соответствует всем этим характеристикам. Артисты двигаются так, будто вокруг не воздух, а вода или формалин: плавно, неспешно, округло. Они, кажется, зависают в пространстве, лишенные гравитации и веса. Такой танец во многом создает впечатление от спектакля, помогает уловить его идею. Над сценой парят стулья и табуретки разных стилей и эпох, будто кто‑то вывернул наизнанку старинный склад и высыпал его содержимое в воздух. Артисты гнутся, как растения, легко-легко, как перышко, касаются друг друга вытянутыми указательными пальцами. Так работает время в бреду или сне: и ощущается, и тянется, и может внезапно ускориться, и застыть или исчезнуть вовсе.

Си Син в лице героини T. I. M. E. вместе со зрителями путешествует по театральному зазеркалью. Она то проваливается в него сама — вокруг начинают летать предметы, оживает настольная лампа, то наблюдает со стороны. На сцене то и дело возникают три пары, которые проигрывают маленькие сцены с небольшими отличиями. Движения одни, все артисты похоже скользят и раскидывают ноги и руки. Но где‑то кто‑то окажется под столом, где‑то запоздает, где‑то ускорится — как будто в одном месте существуют разные варианты событий и течения времени.

Этим T. I. M. E. и запоминается: ощущением сна, погруженностью в неспешное движение, ассоциацией движения с плаванием или скольжением. Даже если отдельные движения похожи на те, которые используют европейские хореографы, артисты Си Син трактуют их совершенно по‑особому. Современному танцу в Китае не так много лет, чуть больше 30, он впитал и традиционную философию, и местную культуру движения, и западные техники — и постановка Си Син отлично это демонстрирует. Так же, как когда‑то Сергей Дягилев открывал миру русскую балетную школу и ее самобытность, фестивалю «Дягилев. P. S.» посчастливилось познакомить публику с одной из фигур китайской хореографии и представить искусство этой страны индивидуальным и зачаровывающим.


#фестиваль #хореография #танцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7558) от 05.12.2023 под заголовком «Время — вода».


Комментарии