Вечер балетов на музыку Леонида Десятникова L.A.D открыл фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» открылся вечером балетов на музыку Леонида Десятникова L.A.D. Вот уже двенадцатый год фестиваль знакомит публику с разнообразием современной хореографии – от переосмысления богатейших традиций мирового балета до экспериментальных поисков, приоткрывающих будущее.

Вечер балетов на музыку Леонида Десятникова L.A.D открыл фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Взаимодействие преемственности и новизны – определяющая особенность программы одноактных балетов L.A.D., посвященной Леониду Десятникову. Всемирно известный петербургский композитор, год назад отпраздновавший 65-летие, является автором сочинений в самых разных жанрах, включая балет. Его произведениям присущи утонченность, ирония, многослойность времени, в которой слышится эхо разных традиций и эпох. Не случайно именно Десятников стал обладателем главной награды фестиваля – приза «Удиви меня!». «Этот композитор – культурный код Петербурга. Думаю, Дягилев был бы рад, если бы в его репертуаре появилась балетная музыка Десятникова», – отметила художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.

Инициаторами проекта выступили петербургское продюсерское агентство JokerLab и театр «Урал Опера Балет», музыкальным руководителем – знаток творчества Десятникова пианист Алексей Гориболь, исполнителями – солисты екатеринбургской труппы. Новые спектакли на небалетные произведения композитора представили российские хореографы Максим Петров, Максим Севагин, Андрей Кайдановский и Вячеслав Самодуров.

Для балета «Три тихие пьесы» Максим Петров выбрал «Вариации на обретение жилища», вальс «В честь Диккенса» и титры из музыки к кинофильму «Подмосковные вечера». Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого), артист и хореограф Мариинского театра, лауреат «Золотой маски» (2021), Петров работает в неоклассической стилистике. Его постановкам свойственно деликатное, вдумчивое отношение к музыке – именно она первостепенна в художественном решении «Трех тихих пьес». В элегическом, приглушенно-ироничном звучании произведений Десятникова Петров услышал интонации ухода, ностальгии по утраченной гармонии и былому домашнему уюту.

На сцене – чеховский мир милых, но вытесненных из повседневного пространства вещей (художник-постановщик Мария Трегубова). Лошадка-качалка, торшер, огромный игрушечный мишка, опрокинутые стулья и другие предметы быта – все свалено в кучу, будто выбито из родового гнезда. Хореография при этом аскетична и лишена конкретной образности. Переменчивые линии абстрактного танцевального рисунка, словно круги на воде, истаивающие знаки ушедших чувств и эмоций. Но в осознании этого нет отчаяния, а есть тихое мудрое принятие.

Еще один участник вечера – петербуржец Максим Севагин, ныне служащий в Московском музыкальном театре имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Его «Безупречная ошибка», поставленная на музыку пьесы «Как старый шарманщик...», – своего рода балет-нуар. В темном пространстве сцены две пары в черном вели напряженный, порой переходящий в баталии диалог. В обрывках фраз, в контрастах света и тени (художник по свету Константин Бинкин), устремленного ввысь тела и его криволинейного излома угадывались нервозность современных взаимоотношений и горечь неразрешенных конфликтов.

«Праздник уходящих» Андрея Кайдановского – самая небалетная постановка вечера. На музыку квинтета «Эскизы к закату» хореограф создал современную по лексике и эксцентричную по приемам трагикомедию о смерти. Ее герои напоминают чудаковатых чаплиновских персонажей, а визуальная стилистика – немое кино: те же резкие контрасты света и тени, экспрессивные позы и утрированная мимика. Сценическое действие уподоблено балагану, в котором есть карикатурное танго, разухабистый сольный пляс, приторные объятия и клоунада. Главенствует же над всеми персонажами Провожатый (Игорь Булыцын), дирижирующий их пляской к смерти.

Завершил программу «Дар» на музыку одноименной кантаты на стихи Гавриила Державина. Тяжеловесному поэтическому слогу хореограф лидер «Урал Балета» Вячеслав Самодуров противопоставил стихийный, стремительный танец, в котором строгость академической лексики оттенялась текучей, пульсирующей пластикой рук и корпуса. «Дар» парадоксальным образом сплавляет разные традиции, побуждая вспомнить и наследие хорового театра (в спектакле задействованы Концертный хор Санкт-Петербурга и хор юношей Хорового училища им. М. И. Глинки), и музыкально-театральные опусы Игоря Стравинского с характерным для них одновременным нахождением на сцене танцовщиков, инструменталистов и певцов. Подобное многоголосие стилей, эпох, авторских почерков – главная интрига и сюжет L.A.D.


#фестиваль #хореография #программа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком « L.A.D. продолжает удивлять».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?