Продуктовый даунсайзинг. Почему яйца стали продавать по «девяткам»

Появление на прилавках страны куриных яиц в непривычной упаковке - по девять штук вместо традиционного десятка - было самым заметным и широко обсуждаемым событием в первые недели наступившего года. Даже самый ленивый пользователь социальных сетей в Интернете не смог пройти мимо, не высказав своего мнения «по поводу». Ну а те, кто на язык остер, позабавили новодельными анекдотами:
- А где десятое яйцо?
- В нем смерть Кощея...

Продуктовый даунсайзинг. Почему яйца стали продавать по «девяткам» | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Шринкфляция в отдельной упаковке

Производитель яиц в нестандартной упаковке - одна из фабрик в Удмуртии - называет новшество маркетинговым ходом к новогодним праздникам. И тут же оправдывается: мол, кроме девятка яиц мы выпускаем яйца и в классических упаковках по десять и двадцать штук.

Что такое маркетинговый ход? Азбучная истина: это действие производителя/продавца, увеличивающее привлекательность товара в глазах покупателя, а следовательно, спрос и цену.

Через какое-то время удмуртские птичники по выручке подсчитают, насколько удачным был этот маркетинговый ход. Пока же можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в торговой рознице Петербурга ажиотажным спросом новинка не пользуется. Из-за своей далеко не демократичной цены. Девяток яиц категории С1 в наших супермаркетах стоит в среднем 77 рублей. В эту цену заложена вся логистика доставки товара из довольно-таки дальнего региона в наши пенаты.

Примерно по такой же стоимости сегодня можно приобрести яйца более высокой категории СО (отборные), произведенные на птицефабриках Ленинградской области. Причем цена в этом случае будет не за девяток, а за полноценный десяток куриных яиц.

При этом на родине, в Удмуртии, девяток яиц стоит ровно столько же, сколько и десяток.

Уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены экономисты долгое время именовали даунсайзингом. Теперь в профессиональную речь вошло еще одно слово - «шринкфляция» (от английских shrink - сжиматься и inflation - инфляция). Впрочем, как ни назови, суть одна: уменьшение объема товара с целью скрыть от покупателей рост цен.

Грешить даунсайзингом отечественные производители начали без малого двадцать лет назад. Первопроходцами в этом деле стали производители круп, за ними подтянулись сахарники. Обыватель не сразу заприметил подвох, а когда заприметил, попытался потребовать объяснений.

У производителей было два довода в свою защиту. Во-первых, говорили, что полностью реконструированные заводы оснащены теперь импортными производственными линиями. А в них заложена программа фасовки продукции не по килограмму, как было в советские времена, а по 900 граммов (позже появилась фасовка 850 граммов). Во-вторых, ссылались на некие маркетинговые исследования, которые якобы показали предпочтения потребительской аудитории покупать товар меньшей фасовки.

В открытом доступе те маркетинговые исследования так никто и не увидел, а сам довод, исходя из разумного, подвергли большущему сомнению. Разумное: покупая крупу вразвес, потребитель вряд ли будет настаивать на 850 граммах - округлит объем и купит килограмм, 100 - 150 граммов - не тот вес, который можно считать обременительным.

Уже много лет даунсайзинг процветает на молочных прилавках. В широчайшем ассортименте трудно найти хотя бы одну бутылку, которая была бы затарена ровно литром молока. Только от 900 до 950 миллиграммов. «Полегчала» сметана. На смену привычной 250-граммовой упаковке пришла 180-граммовая по той же цене. На 40 граммов у многих производителей «похудел» творог (180 г вместо 220 г). Брусок сливочного масла весом 200 граммов тоже остался в прошлом, теперь - 180 граммов.

Фабрика в минусе, цена - в плюсе

Есть производители, которые совсем не любят округлять цифры. Это кондитеры. Например, одни крекеры весят 128 граммов, а другие - 134 грамма. Округлением занимается торговля. На ценниках: 130 и 140 граммов. Шоколадные плитки давно уже не весят традиционные 100 граммов. Фактический вес: от 85 до 95 граммов. Торты весом один килограмм уже давно практически не встречаются на полках.

Давно уже полегчали и хлебобулочные изделия. Так, обычный нарезной батон, который раньше по ГОСТу весил 400 граммов, теперь едва тянет на 370.

Позаботиться о здоровье соотечественников в свое время решили пивовары, уменьшив объем тары для некоторых торговых марок. Вместо привычных 0,5 л появились объемы 0,47 и 0,48 л. За пивоварами подтянулись производители прохладительных напитков и фруктовых соков. В упаковках соков «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не литр, а 0,95 л; в пакете «Тонуса» - 0,9 л.

Специалисты Росконтроля решили подсчитать, во сколько обычному покупателю обходится такая экономия производителей. Условный покупатель за один раз в магазине купил: бутылку молока, пачку творога, упаковку сметаны, батон, пакет риса и пакет гречневой крупы, сок и чистящее средство (производители бытовой химии тоже преуспевают на поприще даунсайзинга). В сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене за меньший вес/объем покупатель переплачивает 17,5%. В денежном выражении - около ста рублей.

Но вернемся к «героям дня» - к куриным яйцам.

В последний месяц прошлого года это был самый подорожавший продукт на продовольственном рынке. По данным Росстата, они взлетели в цене сразу на 15,4%. Это в среднем по России. В Петербурге (данные Петростата) - на 15,5%; за весь же год ценовой прирост составил 23,4%. Цена за десяток в нашей рознице зафиксирована на отметке 71 рубль 8 копеек.

Вообще-то яйца традиционно дорожают накануне каждого Нового года (еще один всплеск подорожания наблюдается накануне Пасхальной недели). Причина тому - высокий покупательский спрос. Но сравним: в декабре предыдущего, 2017-го, они подорожали всего на 6%. Нынешний же ценовой взлет обусловлен несколькими факторами.

В 2017 году в России случилось перепроизводство куриных яиц, многие фабрики вынуждены были продавать продукцию по себестоимости, по прибыли ушли «в минус» и вынуждены были сокращать производство. Между тем с весны 2018-го дорожает комбикорм для птицы, а это 70 - 80% в себестоимости птицеводческой продукции.

Одновременно растут цены на бензин. Да, производителям топлива запретили повышать его стоимость на заправках. Но для предпринимателей вообще и для птицефабрик в частности рост цен на бензин никто не отменял. Наконец, в стране закрылось несколько крупных птицефабрик из-за эпидемии птичьего гриппа.

Итог: осенью 2018 года цены на яйца стали расти. Уже в сентябре в Петербурге они подорожали на 10%, в октябре - еще на 6%.

Вряд ли другие птицефабрики России переймут опыт Удмуртии по выпуску девятка куриных яиц. Скорее всего, это останется ноу-хау только одной фабрики.

Но интернет-насмешники уже выложили в Паутину новый мем - упаковка на одно куриное яйцо и подпись к нему: «Яйца стали продавать поштучно. Дальше можно будет купить отдельно белок и желток».

Реванш «борщевого набора»

Вместе с куриными яйцами под занавес в прошлом году дорожала и вся птицеводческая продукция. Куриные тушки взлетели в цене почти на 23% (сегодня средняя стоимость килограмма в торговле Петербурга - 149 рублей 22 копейки); куриные окорочка - на 10% (1 кг - 166 рублей 85 копеек).

Из бакалейной продукции лидером по ценовому разбегу в прошлом году был сахарный песок (+27,1%).

Сокращение импорта сахара-сырца, сокращение урожая сахарной свеклы в стране, «казахстанский фактор» - все это вместе взятое эксперты назвали «драйвером роста цен». «Казахстанский фактор», для тех, кто не в курсе, это вот что. До августа прошлого года Казахстан имел право ввозить в Россию сахар-сырец беспошлинно. Сколько его поступало в страну, сбивая цены нашему производителю, не оглашается. С августа появилась пошлина - 340 долларов за тонну. Казахстан притормозил сахарные потоки.

Сегодня средняя стоимость килограмма сахарного песка в торговой рознице Петербурга зафиксирована на отметке 47 рублей 36 копеек.

Иных ценовых потрясений наш Петростат не зафиксировал. В целом продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за прошлый год подорожали всего на 4%.

Некоторые продукты порадовали ценовым «минусом». Так, гречневая крупа за год подешевела на 15,1%; булочные изделия высшего сорта - на 3,4; макаронные изделия - на 2,7%.

Неоднозначно вел себя в минувшем году «борщевой набор». Такого скачка цен на основные его составляющие не было уже давно. Конечно, в сезон сбора урожая цены на капусту, картошку, морковку падали, но по годовому итогу подскочили более чем заметно. Так, белокочанная подорожала на 76,6%, репчатый лук и морковка в среднем - на 28,5, свекла - на 17, картофель - на 11%.

Взлетевшими ценами отечественный производитель пытался покрыть потери, которые принес ему холодный дождливый неурожайный 2017 год.

Оптимистичных прогнозов на год грядущий эксперты не выстраивают. Цены будут расти на все и вся. Основная причина тому - повышение уже с этого месяца НДС на 2%. Цены на еду вырастут в среднем на 2 - 5%. Наиболее востребованные продукты - хлеб, молоко, мясо - подорожают сильнее.

Ценовая активность придется на январь-февраль. Дальше должен наступить период стабилизации, чтобы едоки попривыкли к новой стоимости продуктов. Следующая волна подорожания начнется в конце весны.

#цены #продукты #стоимость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Яичный нечет».


Комментарии