«Царица лета». Как в Ленобласти выращивают клубнику

«Из села Измайлова послать осенью в Азов кореньев всяких зелий, а особливо клубничного, и двух садовников, дабы оные размножить», - гласил один из приказов Петра I, датированный 1703 годом. Так впервые на государевом уровне в России была упомянута ягода, с легкой руки экзальтированных поэтов позже получившая звание «царицы лета».

«Царица лета». Как в Ленобласти выращивают клубнику | Следуя голландской тепличной технологии, промышленная «грядка» садовой земляники должна... парить в воздухе. ФОТО Mohssen Assanimoghaddam/DPA/ТАСС

Следуя голландской тепличной технологии, промышленная «грядка» садовой земляники должна... парить в воздухе. ФОТО Mohssen Assanimoghaddam/DPA/ТАСС

«Для маркета» и «для еды»

«Клубничные коренья» в современном толковании - рассада садовой земляники. Если уж быть придирчивыми к понятиям, то настоящая клубника встречается не так часто и преимущественно в диком виде. Плоды ее мелкие, с особым ароматом. Листья - светлее, чем у садового растения, и более опушенные.

Окультурить дикую клубнику пытались, и довольно успешно. Но для товарного садоводства она оказалась ягодой нерентабельной. Так что название «клубника» давно и прочно закрепилось за садовой земляникой.

Активно разводить и культивировать ее в России начали в XIX веке. На территории бывшего Советского Союза уже было районировано больше сотни клубнично-земляничных сортов. А всего в мире их выведено более двух тысяч.

В фирмах, подвизающихся на торговле рассадой садовой земляники (клубники), есть четкое ее разделение на «сорта для супермаркета» и «сорта для еды». Клубника «для супермаркета» будет отличаться аппетитным внешним видом - отборными, крупными, яркой расцветки ягодами.

Именно эти сорта выбирают для товарного производства. Ведь у них кроме привлекательной внешности есть и парочка других очень важных преимуществ: ягода рано вызревает и сравнительно легко переносит транспортировку на длинные расстояния.

Правда, есть и пара недостатков - «пустой» вкус и отсутствие аромата. Но! Еще лет десять назад появились технологии, которые «заставляют» клубнику пахнуть так, как и должна пахнуть летняя ягода, только что сорванная с грядки.

Рынок самой ранней клубники в Москве и Петербурге один из представителей Россельхознадзора охарактеризовал коротко: «Колоссальный разброс и полное отсутствие совести». Это потому, что на вопрос, откуда ягодки, продавцы отвечают по-разному - из Испании, Турции, Египта, Израиля, Сербии и Польши. Похоже, самые бессовестные говорят, что из Краснодарского края или упирают на новый бренд - крымская.

До введения продовольственных санкций порядок клубничного импорта был такой. Самой первой к нам приезжала испанская тепличная клубника, за ней - турецкая. Следом наступало время греческой, и это была самая первая ягода из выращенных в открытом грунте. Потом к ягодному потоку подключались Египет, Сербия, Азербайджан...

Теперь под их продукцию может маскироваться ягода, выращенная на плантациях стран, попавших под эмбарго. С 2015 года около трети всего клубничного импорта приходится на Белоруссию, которая до этого клубнику в Россию не поставляла. Третий год подряд на наших прилавках появляется ягода из Йемена. Причем идет она тоже через Белоруссию в Смоленск, оттуда расходится по двум столицам страны.

Огурец не потеснится

Совокупный объем российского рынка свежей клубники - 230 - 250 тысяч тонн в год. Тут и импортная клубника, и отечественная - выращенная как в товарных хозяйствах, так и в личных подсобных. При этом по популярности клубника занимает не первую позицию, а лишь третью.

Популярность определяют объемы продаж. Лидер тут - виноград. В прошлом году было продано 536 тысяч тонн этой ягоды (или 42,5% от общего объема рынка). Вторая по популярности ягода - смородина. Ее продажи в прошлом году составили около 230 тысяч тонн. И, наконец, «царица лета», клубника - 140 тысяч тонн, или 11% от суммарного объема продаж свежих ягод в России.

Правда, в аналитическом агентстве «Рестко» замечают, что речь идет не только о розничных продажах. Учитывается и та ягода, которую закупают оптом и отправляют на промышленную переработку. В цифрах расклад такой: 53% уходит на переработку, 42% - в розницу и 5 процентов - в сектор HoReCa (то есть в сферу услуг индустрии гостеприимства; в первую очередь - на предприятия общественного питания).

Теперь заглянем на мировой рынок свежей клубники. Сейчас он оценивается в 4 миллиона тонн ягод в год. И фактически треть рынка принадлежит промышленным плантациям США, которые выращивают около 1,3 миллиона тонн клубники для потребления в свежем виде.

Огромных промышленных плантаций в России нет. Есть большие - в Краснодарском крае общей площадью около 300 гектаров. Там же на общей площади 150 - 200 гектаров выращивают товарную ягоду фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств. В перечне крупных производителей клубники - подмосковный колхоз имени Ленина. Там ягоду выращивают на 110 гектарах. За сезон убирают 800 - 1000 тонн клубники. Новые промышленные плантации, работающие по современным зарубежным технологиям, появились в Тамбовской, Белгородской, Воронежской областях.

И в Ленобласти когда-то были клубничные поля - во Всеволожском районе, Ломоносовском, Лужском. Долго клубничным оплотом региона оставались гатчинские «Тайцы». Но и этому хозяйству пришлось сдаться. Настоящая, «прямо с поля», ягода не выдержала конкуренции с нахлынувшим импортом. Правда, сегодня «Тайцы» известны как плодовоягодный питомник. В его сбережениях - более трех десятков лучших сортов клубники.

Выращиванием клубники в Ленобласти довольно бойко занялись фермеры. Даже в дальних, «холодных», районах 47-го региона - в Лодейнопольском, например. Причем не на каких-то огородных грядках, а на настоящих плантациях площадью от гектара и больше. Технологии сплошь и рядом импортные - финские, голландские.

Целеустремленных ягодников поддержало областное правительство, выделив гранты на развитие производства. Подсчитали: в среднем одно хозяйство на площади 3 гектара может вырастить от 15 до 20 тонн ягод в сезон. При хорошей погоде, разумеется.

Из крупных хозяйств свое ягодное поле есть у сельхозпредприятия «Лосево». Правда, его основная специализация - молоко, и свежая ягода хозяйству нужна, надо думать, не для продажи, а для производства молочных десертов.

Ягодным цехом совсем недавно хотел обзавестись наш тепличный лидер - агрофирма «Выборжец». Но, подсчитав себестоимость, отказались - слишком уж золотой получается ягодка. За год с квадратного метра теплиц можно собрать до 150 килограммов огурцов и только 10 - 15 кг земляники/клубники. Соответственно, цена ее реализации должна быть в 10 раз выше, чем огурца.

В ассоциации «Теплицы России» на такую затею тоже смотрят как на дело пока что неперспективное.

Куда уехал крымский бренд

Краснодар и Крым на нашей северо-западной торговой ягодной площадке могут появиться только к середине июня, когда в южных регионах начнется массовый сбор урожая. Таково мнение экспертов новообразованной профессиональной организации - Ягодного союза России.

Однако наблюдательные петербуржцы еще в середине мая заприметили клубничку, где в ценнике было указано: «Краснодарская», «Крымская». Правда, в сопроводительные документы не заглядывали. И даже если бы заглянули, вряд ли получили бы достоверную информацию о месте, где наливалась ягодка. Вспомним характеристику рынка: «Колоссальный разброс и полное отсутствие совести».

Впрочем, наши коллеги - крымские журналисты предположили, что ранняя ягода, выращенная на их благодатном полуострове, очень даже могла добраться до Петербурга.

Дело в том, что ранняя клубника у себя дома, в Крыму, практически не реализуется. Для крымчан это слишком дорогое удовольствие - 400 - 500 рублей за килограмм. Через дилерские сети продукцию отправляют в Симферополь, Севастополь и на материк - в Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву и Петербург. Сами же крымчане в это же время довольствуются относительно дешевой импортной клубникой. Ее же частенько преподносят гостям полуострова как «крымскую».

Как только начинается массовый сбор урожая, ягода начинает дешеветь, и основную ее массу стараются продать не за тысячи километров, а дома или в крайнем случае в соседних регионах. Хотя и московский рынок остается в приоритетных. У крупных торговых сетей в столице есть распределительные центры. Туда свозят крымскую клубнику, и маркетинговые службы этих центров уже решают - куда дальше ее пристроить.

Крымская ягода на прилавках Петербурга, предполагают эксперты Ягодного союза, скорее, маркетинговая завлекаловка, придуманная торговцами. Если и добирается до северной столицы клубничка из Крыма, то в небольших объемах, частным порядком и с великим риском не раскиснуть в дальней транспортировке.

По такой же схеме работает и большинство поставщиков краснодарской клубники: сначала - Москва. И уж потом - регионы.

...Тем временем на удивление буйно цветет сегодня клубника в наших северных садах-огородах. Ну правда же - нет ничего вкуснее и ароматнее родной «царицы лета». Осталось дождаться урожая.

Читайте также о том, почему в России растет спрос на консервированные овощи.

#ягоды #Сельское хозяйство #клубника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10.06.2019 под заголовком «Клубничный хоровод».


Комментарии