Рисопроизводство убрали из перечня приоритетных отраслей агропромышленности

«Дите» выросло, оперилось, крепко встало на ноги и в родительской опеке больше не нуждается. В финансовых подпорках – тоже... Так или примерно так размышляли в минсельхозовских верхах и год назад в одночасье вычеркнули то самое «дите» – отрасль рисоводства – из перечня приоритетных отраслей агропромышленного комплекса России. «Родительский» кульбит оказался настолько неожиданным, что сначала поверг рисоводов в ступор. Делать-то что? Посевная не сегодня-завтра, а на самую главную субсидию, необходимую рисоводству, – на подачу и отвод воды в чеки/из чеков – наложено вето...

Рисопроизводство убрали из перечня приоритетных отраслей агропромышленности | ФОТО Zeus/ZUMA/ТАСС

ФОТО Zeus/ZUMA/ТАСС

Поле заливное

Российский рис – самый северный в мире. Большая его часть – 80% – возделывается на полях Краснодарского края. В меньших объемах – в Астраханской и Ростовской областях, в Ставропольском крае. И на востоке – в Приморье, под боком у Китая и других соседних «рисозависимых» стран. Кстати, в китайском эпосе навсегда осталась поговорка: «Настоящие драгоценности – это не жемчуг или нефрит, а пять рисовых зерен».

В России об этой культуре поговорок не складывали. К нам рис прибыл из теплых стран всего каких-то двести-триста лет назад. Называли его «сарацинским зерном», «жемчужным зерном». Иногда более поэтично – «дитем воды и солнца».

Развивать рисоводство в промышленных масштабах Россия начала только в советское время. В 1931 году под Краснодаром обосновался первый и единственный научно-исследовательский институт риса (ныне – Федеральный научный центр риса). Тогда для селекционных работ завезли около двух тысяч образцов «жемчужного зерна» со всего мира. Какие опыты проводили с ним ученые – это их, ученых, тайна. На прилавки же советских магазинов с краснодарских рисовых плантаций поставлялся только круглозерный рис. Импортный длиннозерный был огромным дефицитом.

В начале 1990-х отрасль практически свернули. А возрождать ее стали только спустя 10 – 12 лет. Тогда появилась федеральная целевая рисоводческая агропрограмма. Краснодарский край с его рисовыми чеками, специализированным НИИ и новоявленным профессиональным объединением «Южный рисовый союз» назвали столицей отечественного рисоводства.

Для любопытствующих: рисовые чеки – это водоемы, построенные специально для выращивания риса. Вода в них удерживается земляными валиками высотой 30 – 40 сантиметров. Водяной слой обычно не превышает 12 – 15 сантиметров и задерживается в чеках на весь период вегетации риса.

Вообще в мире практикуется три способа выращивания риса. Суходольное – в местностях с редкими осадками, теплым летом, но непременно с низменной болотистой территорией. Лиманное рисоводство – им занимаются в некоторых областях на юге и востоке Азии. Для выращивания культуры там используют заливы рек и места с паводками. И, наконец, поливное (или проливное) рисоводство – то самое, с чеками. Примерно за полмесяца до начала уборочной страды воду спускают, чтобы и растения, и почва немного подсохли. Потом на поля запускают уборочную технику.

После сбора урожая зерно дополнительно просушивают, потом обмолачивают. Снимают шелуху и, если нужно, верхний слой – для получения белого риса. При этом технология абсолютно одинаковая для всех видов риса – круглозерного, средне- и длиннозерного.

Крепкая финансовая поддержка государства привела к тому, что даже в аномально засушливом 2010 году рисоводы не сбросили объемы производства. Примечательный момент: когда в торговой рознице случается ажиотажный спрос и дорожает вся линейка крупяной продукции – от гречки до пшена, – рисовая крупа твердо держит свои ценовые позиции.

Знаковым для отечественного рисоводства был 2012 год. Тогда объем производства собственного риса в стране перевалил за один миллион тонн. Россия вышла на международные рынки и стала экспортером «жемчужного зерна». В последующие годы рисоводство только подтверждало свой статус – «отрасль стабильности».

Сокращать?.. Расширяться!

Итак, стабильную и эффективную отрасль исключили из перечня приоритетных отраслей российского АПК. Дальнейшую ее судьбу повесили на региональных игроков рисового рынка, на региональные власти. Ну и, соответственно, – на региональные бюджеты.

Подсчитав возможности местной казны, в «столице» отечественного рисоводства, на Кубани, стали сводить «дебет с кредитом». Ведь траты предстояли немалые – не только на подачу и отвод воды, но еще и на закупку элитных семян, на ГСМ и прочие нужды. Выход виделся в сокращении – как минимум на треть – посевных площадей.

Парадокс, но, похоже, все это не очень беспокоило крупные агрохолдинги, занимающиеся рисом в том же Краснодарском крае и соседней Ростовской области. А среди крупных, между прочим, холдинг «Националь» – один из ведущих производителей круп в России, Агрокомплекс им. Н. Ткачева, скупивший тысячи гектаров рисовых плантаций у неэффективных хозяев.

Благодаря им посевные площади под рисом на Кубани в прошлом году не то чтобы сократились, а даже расширились! Правда, ненамного, всего на тысячу гектаров. Зато засеяны они были полностью семенами отечественной селекции, причем 20 тыс. гектаров – семенами высоких репродукций.

Потом было лето с засухой, и вновь переживания – катастрофический недостаток воды. Рис страдал от жажды. Чтобы чеки не погибли, в русло реки Кубани и были переброшены стоки Большого Ставропольского канала. Кроме того, для рационального использования водных ресурсов на рисовой оросительной системе было организовано повторное использование воды.

В итоге потери урожая от проблем с водоснабжением составили 10 – 12%. В крае собрали чуть более 800 тыс. тонн риса.

В соседней Ростовской области площади под рисом не сокращали и не увеличивали. Оставили на уровне предыдущего года – 14,3 тыс. гектаров; разница с Краснодарским рисовым клином огромная. Но и тут все та же проблема: недостаток воды. Сев проходил при дефиците влаги, потом было засушливое лето, на многих участках всходы не устояли перед болезнями.

В Калмыкии площадь рисовых плантаций совсем небольшая – 4,3 тыс. гектаров. Была... Как только стало известно, что субсидий «на воду» больше не будет, тамошние рисоводы без особых сомнений сократили площади до 2,9 тыс. гектаров.

В то же время в Дагестане посевы риса увеличили на 16,4% – до 24,5 тыс. гектаров. Но из-за маловодья Терека не удалось наполнение рисовых чеков, и на площади 200 – 300 гектаров посевы погибли...

Еще в одном рисовом регионе страны – в Астраханской области – посевные площади под этой культурой выросли на 7% – до 5,5 тыс. гектаров.

Сам себе селекционер

Итоги рисовой страды-2020 огласил Росстат: валовый сбор риса составил 1 млн 141 тыс. тонн. И, несмотря на все водно-погодные сложности, которые пришлось пережить отрасли, этот показатель оказался выше «валовки» предыдущего года на 42 тыс. тонн.

Насыщенность внутреннего рынка риса была и остается достаточно высокой. Экспортные поставки, прогнозируют эксперты, останутся на уровне прошлых лет: 150 – 180 тыс. тонн. Оказывается, российский круглозерный рис пользуется достаточно высоким спросом в странах Ближнего Востока, в Египте, Турции, в государствах СНГ.

Но в то же время Россия остается импортозависимой. Рис к нам везут из Вьетнама, Китая, Мьянмы, Таиланда. Дело в том, что наши рисовые чеки не производят «экзотику», на которую существует огромный потребительский спрос: коричневый (бурый) рис, так называемый дикий рис, рис басмати, тайский сладкий и тайский красный рис, рис девзира и многое другое, что испокон веку выращивается на плантациях дальних стран.

Да что там «экзотика»! Наши рисовые плантации, к сожалению, пока не могут полностью удовлетворить спрос на длиннозерный рис. Его завозят в Россию примерно в тех же объемах, в каких страна отправляет за границу свой круглозерный.

Основной «поставщик» новых сортов на рисовые плантации – Федеральный научный центр риса. В Государственном реестре селекционных достижений – 30 сортов, вышедших из лабораторий этого учреждения. Но вот что интересно: свое научно-селекционное подразделение есть и у товаропроизводящей организации – у упомянутого выше агрохолдинга «Националь».

На его полях прошли государственные сортоиспытания и были допущены к использованию 11 новых высокоурожайных сортов. В том числе и длиннозерных – «фокстрот» и «корсика». А буквально на днях холдинг получил патенты еще на три новых сорта. Каждый – с целевым назначением: среднезерный «комсомол-100» – для гарниров и каш; еще один среднезерный – «атаман» — для плова; круглозерный сорт «лезгинка» – для ризотто. В нынешнем сезоне 50% рисовых площадей холдинга будет занято сортами собственной селекции.

О глобальных же планах на предстоящий сезон наши рисоводы не говорят. Психологически еще не отошли от проблем минувшей страды... Однако уже знакомая «песня» о необходимости сокращать посевные площади на Кубани все-таки слышится.

Один из игроков рынка признался: «Мы погнались за сбором миллиона тонн риса в год. А необходимо проведение реконструкции водозаборных сооружений, чистки водохранилищ. Сама рисовая система края строилась еще в советские времена и была рассчитана на меньшие объемы загрузки. Многие шлюзы водохранилищ не держат напор из-за износа: в те периоды, когда дефицита влаги нет и подача на рисовые чеки не нужна, вода просто уходит, зато, когда она нужна, ее недостаточно». Кроме того, не исключена и необходимость переноса рисовых систем в регионе в более низменные участки, где водоемы не пересыхают полностью.

Другими словами, отрасли требуется серьезное техническое переоснащение. Исключать ее из числа приоритетных явно не время.

#Сельское хозяйство #рис #агропромышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (6869) от 24.02.2021 под заголовком «Рисоводам предложили жить на свои».


Комментарии