Мусорные заморочки. Чем займется «Российский экологический оператор»

Вот уже почти месяц в России могла бы работать новая система оборота твердых коммунальных отходов (ТКО). В каждом регионе должен был появиться единый оператор - главный по мусору. И вот - новый поворот. Всю полноту власти в этой сфере в России уже в нынешнем году получит единый «Российский экологический оператор».

Мусорные заморочки. Чем займется «Российский экологический оператор» | Фото: ALTEREGOINTELIGENCIA / Pixabay

Фото: ALTEREGOINTELIGENCIA / Pixabay

Учредителем мегакомпании должно стать Министерство природных ресурсов и экологии. Именно эта компания будет формировать систему обращения отходов от «А» до «Я»: принимать участие в разработке программ, законов и постановлений; заключать соглашения как с региональными властями, так и с предприятиями, которые уже работают в мусорной сфере. Единый оператор получает возможность проводить экспертизу территориальных схем обращения с отходами (это глобальные документы, которые все регионы обязаны были разработать еще два года назад) и при необходимости предлагает их корректировку. Единому оператору также даны полномочия координировать межрегиональную транспортировку мусора. Ну это когда, скажем, из Москвы ТКО везут куда-нибудь в Архангельскую область.

Собственно, единый оператор будет волен принимать решения по всем вопросам, возникающим в процессе утилизации или переработки мусора. А еще он уполномочен популяризировать современные способы утилизации. Какие именно - в указе не сказано. Зато сказано, что мегакомпания может участвовать в разработке инвестиционных проектов и в государственной поддержке таких проектов. К примеру, предоставлять частным инвесторам гарантии (поручительства), в том числе на платной основе.

Новая для России деталь в мусорном бизнесе: в указе вскользь упомянуто, что производители и импортеры товаров будут осуществлять утилизацию отходов от использования этих товаров... А следить за таким процессом будет единый оператор. Пока неясно, каким образом.

Оператор также волен устанавливать новые правила работы с вторсырьем.

Общее руководство новой компанией осуществляет наблюдательный совет из пяти человек: зампредседателя правительства РФ, министр природных ресурсов и экологии РФ, министр строительства и ЖКХ, министр промышленности и торговли РФ и генеральный директор компании.

К середине апреля мегакомпания будет создана, получит от государства необходимое имущество и - приступит к управлению отраслью.

Государство со своей стороны обещает профинансировать создание, а затем и функционирование единой государственной системы учета ТКО. Предполагается, что с 2020 года в каждом субъекте РФ наладят учет отходов, поступивших на утилизацию или захоронение, - в тоннах. Какими усилиями это будет достигнуто и как будет работать, пока неясно.

Таким образом новая система - с участием единых мусорных операторов в регионах - еще не успела как следует начать работать, как уже создается суперновая система.

Нынешняя же ситуация с мусорной реформой в РФ может характеризоваться фразой: кто во что горазд. Так, в большинстве субъектов РФ тариф установлен в расчете на одного проживающего. Но часть регионов продолжает взимать с населения деньги «с метра квадратного». А в семи регионах и вовсе за основу взяты одновременно и количество проживающих, и площадь жилища.

Самый большой тариф установлен в Камчатском крае: 344,89 рубля в месяц с человека. Самый малый - в Алтайском крае: 36,12 рубля с человека.

В половине страны установлены единые нормативы накопления мусора, в другой половине - дифференциальные: в зависимости от численности населения в городах и поселках. Поскольку правила, нормативы и тарифы не унифицированы, то есть нет единых критериев, практически невозможен и общий анализ.

В Минприроды имеются следующие данные: сейчас в стране существует около 400 объектов обработки ТКО, планируется к созданию еще около 500 объектов.

В то же время общее количество полигонов - около 7 тысяч. Из них более 2 тысяч мест складирования, по сути, не санкционированы: никто не определил ни тип этих объектов, ни условия их деятельности. В регионах планируют открыть еще 1240 мест складирования отходов.

В течение последних двух лет власти субъектов РФ, как и повелело федеральное законодательство, по конкурсу выбирали своих единых региональных операторов. Лишь в Москве не стали этого делать. Похоже, в столице знали, что впереди - создание единого общероссийского оператора, в руках которого вскоре окажутся все мусорные нити. Так что и заморачиваться с определением регионального оператора не стали.

Во многих регионах мусорные дела не задались. В декабре прошедшего года арбитражные суды в 10 субъектах РФ разбирались в обстоятельствах проведения конкурсных отборов регоператоров. Суды уже вынесли девять решений: конкурсы признаны недействительными.

А в самом конце прошедшего года Госдума и вовсе проголосовала за изменение закона «Об отходах производства и потребления», позволив регионам перенести срок перехода на новые правила обращения с мусором: стартовать не с 1 января 2019 года, а... эдак года через четыре. Такая вот «последовательная» политика.

Петербург стал одним из 10 регионов, где Арбитражный суд признал конкурс частично недействительным. Так что городу, чтобы перейти на новую систему, нужно снова готовить и проводить конкурс. Таким образом, решение об откладывании реформы на четыре года прозвучало очень кстати для петербургских властей.

Похоже, и горожанам это только на руку. Многих серьезным образом напугал новый тариф, рассчитанный профильным городским комитетом: 141 рубль с человека в месяц.

- Это обоснованный тариф, - утверждает заместитель председателя комитета по тарифам Ирина Бугославская. - Хотя мы понимаем, что для населения он может и не выглядеть таковым. Во всяком случае сейчас у нас появилось время, чтобы еще раз все обдумать и, возможно, пересмотреть тариф.

#мусор #реформа #оператор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6372) от 04.02.2019 под заголовком «Мусорные заморочки».


Комментарии