«Мусорное» дело закрыто. Верховный суд отказал петербургским ТСЖ в дальнейшем разбирательстве

Речь о громком процессе, который тянулся с 2022 года, когда начинал свою деятельность «Невский экологический оператор» (НЭО). Тогда многие ТСЖ и ЖСК предложили применить норму закона, по которой за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) можно расплачиваться не по нормативу их накопления, а исходя из реального объема вывозимого. Конечно, при условии раздельного сбора мусора. В качестве единицы измерения собственники жилья намеревались брать стандартные контейнеры для ТКО.

«Мусорное» дело закрыто. Верховный суд отказал петербургским ТСЖ в дальнейшем разбирательстве | ФОТО Pawel Czerwinski on Unsplash

ФОТО Pawel Czerwinski on Unsplash

НЭО с такой идеей не согласился. Тогда‑то и начались суды.

Первопроходцем стало ТСЖ «Пенаты». И оно выиграло: Арбитражный суд Северо-Западного округа принял решение о возможности расчета с региональным оператором «по факту» — и даже без всякого раздельного сбора. Это был первый выигрыш. И последний. Ни один последующий суд, ни одна судебная инстанция больше не принимали «ненормативных» решений.

ТСЖ «Дачное-3» и «Дом альянса» дошли до самого верха судебной пирамиды. На это им понадобилось более года. И вот оно, окончательное решение: «суд не усмотрел оснований для рассмотрения иска Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ.»

Изначально неточность формулировки закона о раздельном сборе дала ТСЖ надежду на оплату «по факту», на то, что можно влиять на размер платежей за вывоз мусора. Но в реальности, как выяснилось, такого варианта нет. Как нет раздельного сбора.

Что же такое — этот самый сбор? Когда можно сказать, что он уже идет или еще и не начинался? На этот вопрос федеральный закон не отвечает, зато отвечают нормативные акты Петербурга.

В нашем городе установлены правила раздельного накопления отходов. Таковым считается сбор ТКО не менее чем по четырем категориям, в разные контейнеры с соответствующей маркировкой. Но это лишь первое условие. Второе — собственники в доме должны принять решение о раздельном накоплении на общем собрании. А принимать такое решение они могут лишь в том случае, если земельный участок с контейнерной площадкой является общей собственностью. И если установка на нем дополнительных контейнеров не противоречит санитарным правилам. Но и это еще не все. Свое предложение ТСЖ должно направить на рассмотрение в НЭО. И только в случае положительного решения экологического оператора можно сказать, что — ура! — началась эра глобального раздельного сбора. А пока отдельные контейнеры, призывы «плющить» бутылки и отклеивать этикетки, отдельно сдавать стекло — не более чем общественная деятельность экологов-активистов.

В общем, цепь необходимых действий и условий длинна и тонка. И вообще кажется, что законодательство поспешило связать раздельный сбор и систему оплаты вывоза мусора: эфемерную категорию с суровой реальностью ЖКХ.

Каким бы странным (раздутым или «сдутым») ни был норматив, но он все же — какая-никакая константа. А «объем бачка» — штука в высшей степени нестабильная, рождающая множество вопросов.

Например, уплотнен мусор в бачке или нет? Насколько его «утоптали»? И как скажется степень уплотнения на дальнейшей переработке? Ведь можно утоптать отходы так, что их из контейнера и ломом не выколотить. Еще вопросы: содержит ли мусорная масса тяжелые включения или бачок забит обрывками этикеток и упаковки?.. Это не «петербургские» вопросы. Юридически четко и экономически ясно на них не могут ответить нигде в мире. Не стал заострять на них внимание и Верховный суд.

Несмотря на то что точка зрения петербургских ТСЖ не нашла поддержки, нельзя сказать, что их усилия оказались совсем уж напрасными. На судебных поворотах (где‑то между Арбитражным судом Петербурга и Тринадцатым арбитражным апелляционным судом) в оспариваемых договорах на вывоз мусора появился важный раздел, не касающийся оплаты: в соответствии с пунктом 3.1.6 «Невский экологический оператор» берется «осуществлять подбор просыпавшихся при погрузке ТКО или при перемещении их в мусоровоз»…

Так что теперь, видя, как после вывоза ТКО вокруг площадки появляется летающий по ветру мусор, можно позвонить по номеру, указанному на борту каждого мусоровоза.

Кстати 

С 1 января 2024 года в Петербурге действуют уточненные нормативы накопления ТКО для организаций и предприятий всех направлений и масштабов: от детских садов до офисов, от кафе до церквей.

Для многоквартирных домов уточненный норматив — 0,077 кубометра ТКО на квадратный метр жилья в год. Получается, что гражданин, живущий, к примеру, в 50‑метровой квартире, ежегодно оплачивает вывоз 3,85 «куба» мусора. Много это или мало? Ответ индивидуален.

Получить разъяснения по конкретным счетам можно по телефону кол-центра самого НЭО — 213‑07‑10 или по адресу электронной почты: office@spb-neo.ru.


#ТСЖ #мусор #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7619) от 11.03.2024 под заголовком ««Мусорное» дело закрыто».


Комментарии