Жизнь с моделью: как поехала в Петербурге транспортная реформа

Февраль — время для обстоятельной оценки руководителями разного уровня итогов прошедшего года, а также продвижения этой оценки в массы. Благодаря такой сезонной особенности горожане в феврале узнают множество цифр и фактов о разных сторонах жизни Петербурга — в том числе и о транспорте. В совокупности эти цифры-факты формируют вполне оптимистичную картину. И, даже если такая картина несколько отличается от реальности, данной нам в ощущениях, знакомиться с нею стоит. Хотя бы для того, чтобы взглянуть на ситуацию под другим углом. Возможно, взгляд этот станет позитивнее. Ведь не секрет, что отрицательные эмоции от встречающихся в повседневной жизни мелких и крупных недостатков, трудностей и происшествий чаще всего, к сожалению, заслоняют впечатления от добрых перемен — такова уж наша психология…

Жизнь с моделью: как поехала в Петербурге транспортная реформа | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Показательный год

— Прошлый год для нашего блока был в целом удачный, — с такого тезиса вице-губернатора Петербурга Кирилла Полякова начался брифинг, посвященный итогам работы комитета по транспорту в 2023 году.

Год действительно был богат на достижения.

Если в 2022‑м доходы, администрируемые комтрансом, чуть превышали 8,9 млрд рублей (109,6 % от бюджетного плана), то в минувшем году он принес в городскую казну свыше 19,3 млрд — на четверть больше первоначально запланированного и в 2,2 раза больше, чем в 2022‑м. Количество перевезенных пассажиров выросло, но не столь значительно — всего на 6,7 % (с 1,5 млрд чел. в 2022 году до 1,6 млрд в 2023‑м).

Основные источники дохода, администрируемые комитетом по транспорту, — это плата за проезд от пассажиров (которых, еще раз подчеркнем, нынче на 6,7 % больше, чем годом ранее), а также поступления от зоны платной парковки и штрафы за нарушение правил остановки под запрещающими знаками.

Прошедший год можно считать показательным для транспортной реформы, охватившей все виды транспорта и связанные с ним сферы — дороги, парковки, управление движением. Она полностью «поехала», то есть вышла на плановую работу именно в 2023‑м. Новая модель транспортного обслуживания (НМТО) — это 462 автобусных маршрута (причем 99 — вновь созданные). Общая протяженность маршрутной сети увеличилась на 800 км, а в ее состав вошло свыше 450 новых остановок. Автобусы движутся по установленному графику, с расписанием и маршрутами пассажиры могут ознакомиться на информационном оборудовании на остановках и в электронных информационных сервисах.

Недостатки и прорехи реформированной сети устранялись в течение всего года, модель непрерывно отлаживалась и подстраивалась под пассажиров. В действующие маршруты за это время было внесено более двух тысяч изменений: скорректированы расписания, добавлены остановки, проведено нормирование скоростей. Изменены трассы полусотни маршрутов, свыше полутора сотен усилены…

Но для пассажиров символ НМТО — это прежде всего закуп­ленные частниками-перевозчиками к реформе три тысячи новеньких бирюзовых автобусов, которые в народе зовут «лазурниками».

— Вслед за автобусами мы запустили беспрецедентное обновление подвижного состава для метрополитена (практически половину вагонов заменим) и «Горэлектротранса», — отмечает глава профильного комитета Смольного Валентин Енокаев. — В прошлом году в город поступило почти 900 единиц различной техники для общественного транспорта.

Петербург — лидер в России по развитию маршрутной сети троллейбусов с увеличенным автономным ходом: действуют 13 «автономных» маршрутов протяженностью более 126 км, на которых эксплуатируются свыше 250 ТУАХов. Скоро начнут массово работать и электробусы — уже законтрактовано 26 таких машин (конкурсы продолжатся), для них строится парк.

— Для Петербурга мы выбрали электробусы с длительной ночной зарядкой, поскольку ночью электроэнергия дешевле плюс в городе выравнивается энергобаланс, — поясняет Енокаев. — Поставку ожидаем в июле, первые маршруты электробусов заработают в этом году.

Также в минувшем году было введено в эксплуатацию реконструированное депо «Дачное», позволяющее обслуживать вагоны «Балтийца». И «Балтийцы», и новые трамваи ПКТС — транспорт высокотехнологичный. К тому же производится в Северной столице.

— Петербургский трамвай — наша особая гордость, — признается Кирилл Поляков. — Это первый в мире «умный» трамвай, который сделан усилиями в том числе и наших предприятий. Цифровой трамвай стал реальностью — он запущен в серию и уже ездит по городу.

Так, как прописано в контрактах

— По автобусам в прошлом году мы сделали упор на машины большого класса, нынче — на особо большой вместимости, — отметил глава комтранса. — Цель — заменить все старые белые «гармошки» «Пассажиравтотранса» на бирюзовые, которые уже стали символом городского знака качества.

Впрочем, многие горожане с тезисом о «лазурнике» как символе качества не согласятся, поскольку у всех на виду и на слуху периодически полыхающие бирюзовые машины. Особо дотошные граждане насчитали в открытых источниках с октября 2021‑го до настоящего времени сообщения о 43 таких возгораниях. К этому можно добавить и другие рядовые и эпичные поломки (вроде случая, когда на дорогу упал двигатель автобуса целиком).

На вопрос корреспондента «СПб ведомостей» об этой статистике Валентин Енокаев ответил так:

— Мы специальной статистики не ведем, одно скажу: по причине технической неисправности у нас срывов транспортной работы не было. Все рейсы исполняются. Перевозчики взаимодействуют с поставщиками так, как прописано в контрактах. Вся гарантийная техника восполняется поставщиком. Мы оцениваем поставленную технику (с учетом того, что она после введения санкций была полностью пересобрана) достаточно высоко, она хорошая.

Прокомментировал проблему и Кирилл Поляков: «У нас коэффициент технической готовности — 95 %, столько подвижного состава должно быть готово к выезду в любой момент. Этот норматив выполняется. Да, любая железяка может ломаться. Есть гарантийные случаи, а есть и негарантийные, когда у нас автобусы попадают в ДТП. Кстати, по статистике, подавляющее большинство таких происшествий случается не по вине водителей общественного транспорта — в них чаще въезжают легковушки, нарушая Правила дорожного движения и пытаясь проскочить перед достаточно тяжелым общественным транспортом. Лихачей хватает. Но норматив выдерживается, так что ситуация с поломками беспокойства не вызывает».

Поляков признает: определенные сложности в 2022 году из‑за введенных против производителей санкций были:

— Возникали проблемы с комплектующими и запчастями, но наши производители и компании-перевозчики с этой задачей постарались справиться. Объем транспортной работы в позапрошлом году выполнялся. И в 2023‑м по основным узлам и агрегатам, которые требуют системной замены и обслуживания, все решения получены, все согласования с организациями подписаны — проб­лем с техническим состоянием и наличием запчастей не было.

И по ДТП с участием автобусов, говорят чиновники, динамика отрицательная — аварийность снизилась примерно на 23 %.

— Хочу особо отметить: по итогам прошлого года Петербург стал самым безопасным городом России с самым низким уровнем социального и транспортного риска, — заметил глава комтранса. — Чуть пониже он разве что на Чукотке, но там и с дорогами не так хорошо, как у нас… Лучше Москвы мы были уже в 2022 году. А в 2023‑м только подтвердили такой успех. И это достигнуто в том числе за счет платных парковок.

Чат уполномочен заявить

Платные парковки — самая, пожалуй, спорная часть НМТО, подвигнувшая жителей разных районов, недовольных внезапно возникшими возле их домов и работы платными стоянками, к объединению вокруг общей проблемы. Постепенно «антипарковочная» тематика этих сообществ расширилась до границ НМТО.

Четыре параллельных интернет-сообщества — «Парковка в Адмиралтейском районе» (2401 участник), «Парковка в Василе­островском районе» (2938 участников), «Парковка в Петроградском районе» (654 участника) и «Петербург против платных парковок» (457 участников) — даже составили совместное заявление сразу после тяжелого происшествия на углу улиц Беринга и Наличной, где пассажирский автобус врезался в толпу людей на тротуаре. 

Реформа сразу же не задалась, считают общественники: «Практически ежедневно появляются новости о том, как автобусы ездят по встречной полосе, сталкиваются с автомобилями, столбами и друг с другом, их водители избивают пассажиров, а после очередной аварии оказывается, что у водителя несколько десятков неоплаченных штрафов».

Другое направление НМТО — введение платных парковок — участники этих сообществ считают не только непродуманным, но и увеличившим аварийность из‑за изменения схемы движения. На ряде малопроезжих улиц запретили парковку по одной стороне, в результате чего на них стали нарушать скоростной режим. Другие улицы сделали односторонними, из‑за чего увеличились пробки и появились новые аварийно опасные места.

Итоги разбора ДТП на Наличной — Беринга традиционно никем не озвучены, но по Сети гуляет видео из кабины, дающее основание предположить, что водитель задремал за рулем. Администрация перевозчика утверждает, что режим труда и отдыха в данном случае не был нарушен, но вот участники профессионального «водительского» ТГ-канала в этом сильно сомневаются. По их словам, часть проблем, свойственных прежде маршруткам (в том числе переработки и нарушение режима отдыха), вместе с водителями — вчерашними маршруточниками плавно перетекли и в компании, работающие по НМТО.

Но эксперты отрасли считают, что проблема не в привычках, а в дефиците кадров. На вопрос «СПб ведомостей», существует ли в Петербурге недостаток водителей для новых автобусов, вице-губернатор Кирилл Поляков ответил утвердительно:

— Дефицит кадров есть, в том числе и водительских. Мы готовим их на наших учебных комбинатах — и для «Пассажиравтотранса», и для частных компаний. Когда поступают жалобы на водителей, мы оперативно отстраняем нерадивых от управления транспортными средствами и замещаем теми, которых подготовили. Совместно с предприятиями ведем большую работу по привлечению кадров в Петербург и их переобучению.

МЕЖДУ ТЕМ 

Подоспел свежий рейтинг городов России по качеству общественного транспорта, который ежегодно составляет петербургская компания «Симетра» (SIMETRA — центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования). Статистическая база данных проекта включает более 200 разнообразных атрибутов и показателей, характеризующих разные аспекты работы систем общественного транспорта. Лидером общего рейтинга стала Пермь, набравшая 77,6 балла.

Но Москва и Петербург нынче были выведены за рамки конкурса, они соревновались только между собой: у Первопрестольной — 89,5 балла, у Северной столицы — 83,5. При этом оба мегаполиса существенно улучшили свои позиции по сравнению с 2022 годом. Тогда Москва занимала первую строчку в общем рейтинге с 83 баллами. А Петербург был пятым (72,3 балла), пропустив вперед также Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург. Подробнее о том, что и как изменилось в транспортном обслуживании петербуржцев, по мнению наших урбанистов, мы расскажем позднее.


#транспорт #реформа #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7607) от 20.02.2024 под заголовком «Жизнь с моделью».


Комментарии