Крупнейший в мире универсальный атомоход «Урал» спустили на воду в Петербурге

Атомный ледокол «Урал» проекта 22220, спущенный на воду в минувшую субботу, строился на одном из самых больших в России стапельных мест Балтийского завода. Да и как иначе, ведь это крупнейший в мире универсальный атомоход. По всем статьям «самый-самый»... Не считая, разумеется, головной «Арктики» и первого в этой серии судна «Сибирь», которые достраивают ныне балтийцы.

Крупнейший в мире универсальный атомоход «Урал» спустили на воду в Петербурге | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Перед балтийцами, захотевшими увидеть спуск на воду своего детища, и гостями «Урал» предстал украшенным разноцветными шарами, с огромным российским триколором. На построечном месте, где стоял этот гигант, собралось множество людей. Но выбрать удобную точку, чтобы окинуть взглядом всю эту махину, было невозможно. Только дрон с камерой, паривший у всех над головами, мог «разглядеть» ее целиком, включая высоченную - дюжина метров - палубную надстройку.

Она сама по себе привлекала внимание, ведь прежние атомоходы проекта 22220 уходили достраиваться в Неву без этой многоярусной «детали» судна. На «Урал», кроме того, успели погрузить главные электродвигатели и другое крупное оборудование. Его снабдили ядерными реакторами, хотя на воде это делать проще, чем на стапелях с уклоном в несколько градусов.

Мало того, для ослабления активной зоны ядерной установки на ледокол уже погрузили с помощью специальных кранов 300-тонные баки металлозащиты. Техническая готовность «Урала» перед спуском, в общем, оказалась довольно высокой, более 50%. А потому его общий вес на нынешней стадии, почти 19 тысяч тонн (после завершения работ водоизмещение судна достигнет 33,5 тыс. тонн), превзошел былые рекорды.

«Чтобы такая громада заскользила в воду при спуске, применяется так называемая насалка, парафино-вазелиновая смесь, - рассказала Валерия Дитковская, начальник отдела общепроектных и спусковых работ Балтийского завода. - Состав ее много лет не менялся, а недавно, после долгих поисков и экспериментов, удалось подыскать новый рецепт такой смеси, используя разные присадки. «Урал» его опробовал первым».

На стапелях, где стоят мощные краны, работы можно вести в целом быстрее, а значит, дешевле, чем на воде: удобнее собирать судно большими секциями и сразу оснащать его крупногабаритным оборудованием. Экономия времени получается немалая, а сроки строительства самых могучих атомоходов этого проекта таковы, что волей-неволей приходится ускоряться.

В декабре нынешнего года головной ледокол уйдет на ходовые испытания. Через полгода, в мае, работы на нем планируется завершить и передать заказчику, Росатомфлоту, для проводки судов в арктических водах и выполнения других операций. Два его «близнеца» будут сданы к 2022 году, а это совершенно новый тип российских атомоходов (технический проект разработали специалисты петербургского ЦКБ «Айсберг»), потребность в которых велика.

По словам Алексея Кадилова, генерального директора Балтийского завода, в этой серии применены лучшие инженерные подходы и конструктивные решения. Атомоходы проекта 22220 получили особенный корпус с другими, нежели прежде, обводами. Они имеют более мощную по сравнению с ледоколами старого поколения двухреакторную атомную силовую установку «РИТМ-200» и турбогенераторы свежего образца, которые производит для них Кировский завод.

Такие атомоходы смогут ломать лед почти трехметровой толщины, прокладывая в западных районах Арктики (Баренцево, Печорское, Карское моря) путь караванам судов и обеспечивая там круглогодичную навигацию. А еще они будут работать, откачав балластную воду, на мелководных участках Енисея и Обской губы, где «Газпром нефть», «Новатэк» и другие отечественные компании реализуют сегодня масштабные проекты.

Неудивительно, что с ледоколами нового поколения связаны перспективы освоения Северного морского пути, где к 2024 году грузоперевозки должны вырасти до 80 млн тонн. Это их важное конкурентное преимущество при спуске на воду «Урала» отметил Юрий Борисов, заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

В ближайшие месяцы завершатся конкурсные процедуры и будет заключен контракт на строительство еще двух ледоколов проекта 22220. Так что «Урал», по выражению Алексея Рахманова, президента Объединенной судостроительной корпорации (в нее входит Балтийский завод), станет не финалом, а зенитом этой серийной линейки.

Настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко освятил судно. Глава Банка России Эльвира Набиуллина, по традиции, разбила о борт бутылку с шампанским. «Крестная мать» судна упомянула, что Центробанк, который она возглавляет, намерен выпустить памятную монету, посвященную атомному ледокольному флоту проекта 22220.

Получив команду руководителя завода, главный строитель атомохода Валентин Данилин отдал последние распоряжения. И многотонная громадина длиной 173 метра на удивление легко и быстро под аплодисменты присутствующих «покатилась» в Неву.

Читайте также о том, что испытания ядерных реакторов «Академика Ломоносова» прошли успешно.

#ледокол #Балтийский завод #судостроение #атомоход Урал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6446) от 27.05.2019 под заголовком ««Урал» вошел в Неву».


Комментарии