Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания

Могучий бок спущенного на воду головного атомохода проекта 22220 «Арктика» сотнями нитей опутывают провода и шланги, тянущиеся от достроечной набережной. А рядом деловито снуют, перемещая грузы на судно, два высоченных крана. Но скоро они покинут это место, надпалубные строения освободятся от строительных лесов, швартовные испытания завершатся. А значит, наступит заключительный этап основных работ, и «вырастающий» на Балтийском заводе в Петербурге самый мощный в мире ледокол отправится на ходовые испытания.

Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недавно он переместился на седьмой причал в охраняемую зону и встал под загрузку ядерным топливом. Но до этого предстоит подготовить для ледокола абсолютно стерильные (требование Гостехнадзора) «апартаменты», обшитые толстостенным металлом, расположенные в центральной части «Арктики».

Мы следуем за провожатым, который быстро движется по бесконечным коридорам, а в голову приходит мысль: только бы не отстать, потеряешься. Потом думаешь: стоп! 173-метровое многоуровневое судно водоизмещением 33,5 тыс. тонн, по этажам которого будут носиться лифтовые кабины, доставляя людей и грузы, грандиозное, спору нет, но заплутать в его лабиринтах и потеряться невозможно. Здесь трудятся одновременно до 1600 человек - судостроители, проектировщики, представители заводов-поставщиков.

На каждом шагу - всполохи сварки, за любым поворотом - рабочие в спецовках. Одни завершают отделку, другие занимаются пусконаладкой, третьи проводят швартовные испытания, подключая и проворачивая механизмы в разных отсеках и отделениях судна.

Леонид Хабаров, заместитель главного строителя - главный инженер проекта, ведет нас по палубам судна: только успеваем перейти с одного трапа на другой.

«Вот центральный пост управления, - показывает он свои владения, - когда здесь завершатся пусконаладочные работы, отсюда можно будет следить за «самочувствием» дизель-генераторов и других важных судовых установок...»

А вот машинное отделение - огромное, как концертный зал, - снизу доверху в металлических лесах. Под потолком устанавливают подвески для кабельных линий, а внизу, извиваясь, тянутся трубы, которые позже будут выкрашены, как полагается, в разные цвета и отмаркированы.

Спускаемся в недра ледокола, где стоят немалые, в два человеческих роста, электродвигатели. Они связаны с винтами из сверхпрочной стали диаметром порядка 11 метров железным «рукавом», внутри которого - длинный вал, и эту линию нужно умело отцентровать. Конечно, не на глазок, а с помощью цифровых индикаторов и других приборов, ведь погрешность здесь не больше двух «соток». Занимаются этим сотрудники петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта.

Судно оснащено современным оборудованием, в основном цифровым, большая часть которого была изготовлена специально для «Арктики». При этом существенный процент номенклатурных позиций закрыли отечественные, в том числе петербургские, производители: паротурбинную установку, к примеру, изготовило одно из дочерних предприятий Кировского завода.

На головном судне нового проекта необходимо отработать все до мелочей, чтобы серия продвигалась строго по графику. А для этого во время монтажа и сборки оборудования в конструкторско-технологическую документацию то и дело требуется вносить изменения. Прежде всего там, где много хитроумной автоматики и электронных систем.

По словам Алексея Кадилова, генерального директора Балтийского завода, в процессе строительства «Арктики» уже было сделано около 23 тысяч таких правок. Благо авторы чертежей и расчетов находятся тут же: в работах на достроечной набережной участвуют полсотни конструкторов.

«Иной раз приходится слышать упреки: мол, медленно строим, - посетовал руководитель завода, - но это не так. Нужно понимать, что головной ледокол проекта 22220 - абсолютно новое с точки зрения оснащения и задач, которые ему предстоит решать, судно. Да и потом оно просто очень крупное: 1380 километров кабеля, 58 тысяч труб и более 800 единиц разного оборудования».

Конечно, в теории все предусмотреть невозможно, но оперативные решения принимаются быстро. В производственном модуле, находящемся неподалеку на берегу, ежедневно, а то и по два-три раза в день собираются причастные к этому делу специалисты. А потому выдержать сроки удастся, уверены судостроители.

После ходовых испытаний, которые пройдут, скорее всего, на Балтике в районе острова Гогланд, начнутся ледовые. Головной атомоход уйдет в Мурманск, чтобы подтвердить характеристики по ледопроходимости - умению справляться со льдом толщиной до трех метров. А уж затем, предположительно в мае 2020 года, это судно будет передано заказчику.

Тут нужно добавить, что оно оснащено двухреакторной энергетической системой мощностью 60 мВт с основным источником пара, который заставит вращаться винты, от реакторных установок РИТМ-200. Каждая из них обладает мощностью значительно большей, чем на других атомных ледоколах. При этом они почти вдвое легче, компактнее и занимают меньше места на судне.

Атомоход снабжен, кроме того, отечественной системой электрического движения (разработка Крыловского государственного научного центра) которая генерирует, накапливает и экономно расходует энергию. Судно будет двигаться в сложных ледовых условиях, не теряя мощности и хода со скоростью полтора-два узла, а на чистой воде сможет развивать до 22 узлов.

Но главное - благодаря двухосадочной конструкции один новый атомоход способен заменить атомные ледоколы двух типов: обычный проекта 10520 (большую серию таких судов, включая головную «Арктику», изготовил некогда Балтийский завод) и суда, предназначенные для работы в устье Енисея, типа «Вайгач» и «Таймыр», построенные на той же петербургской верфи.

То есть, при полной осадке атомоход будет ходить в арктических водах, обеспечивая проводку судов по Северному морскому пути, а при необходимости, откачав балластную воду, всплывет и отправится на мелководные участки Обской губы или в устье сибирских рек. Причем без перезагрузки топлива сможет работать в автономном режиме целых семь лет, и ничто не помешает ему во время этого «марафона» зайти, если нужно, в любой порт. К тому же атомоход построен с учетом жестких экологических требований, не позволяющих загрязнять акваторию сточными водами и мусором.

Читайте также о том, как спустили на воду новую подводную лодку «Петропавловск-Камчатский».

#Арктика #Балтийский завод #ледокол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6417) от 09.04.2019.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.