Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания

Могучий бок спущенного на воду головного атомохода проекта 22220 «Арктика» сотнями нитей опутывают провода и шланги, тянущиеся от достроечной набережной. А рядом деловито снуют, перемещая грузы на судно, два высоченных крана. Но скоро они покинут это место, надпалубные строения освободятся от строительных лесов, швартовные испытания завершатся. А значит, наступит заключительный этап основных работ, и «вырастающий» на Балтийском заводе в Петербурге самый мощный в мире ледокол отправится на ходовые испытания.

Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недавно он переместился на седьмой причал в охраняемую зону и встал под загрузку ядерным топливом. Но до этого предстоит подготовить для ледокола абсолютно стерильные (требование Гостехнадзора) «апартаменты», обшитые толстостенным металлом, расположенные в центральной части «Арктики».

Мы следуем за провожатым, который быстро движется по бесконечным коридорам, а в голову приходит мысль: только бы не отстать, потеряешься. Потом думаешь: стоп! 173-метровое многоуровневое судно водоизмещением 33,5 тыс. тонн, по этажам которого будут носиться лифтовые кабины, доставляя людей и грузы, грандиозное, спору нет, но заплутать в его лабиринтах и потеряться невозможно. Здесь трудятся одновременно до 1600 человек - судостроители, проектировщики, представители заводов-поставщиков.

На каждом шагу - всполохи сварки, за любым поворотом - рабочие в спецовках. Одни завершают отделку, другие занимаются пусконаладкой, третьи проводят швартовные испытания, подключая и проворачивая механизмы в разных отсеках и отделениях судна.

Леонид Хабаров, заместитель главного строителя - главный инженер проекта, ведет нас по палубам судна: только успеваем перейти с одного трапа на другой.

«Вот центральный пост управления, - показывает он свои владения, - когда здесь завершатся пусконаладочные работы, отсюда можно будет следить за «самочувствием» дизель-генераторов и других важных судовых установок...»

А вот машинное отделение - огромное, как концертный зал, - снизу доверху в металлических лесах. Под потолком устанавливают подвески для кабельных линий, а внизу, извиваясь, тянутся трубы, которые позже будут выкрашены, как полагается, в разные цвета и отмаркированы.

Спускаемся в недра ледокола, где стоят немалые, в два человеческих роста, электродвигатели. Они связаны с винтами из сверхпрочной стали диаметром порядка 11 метров железным «рукавом», внутри которого - длинный вал, и эту линию нужно умело отцентровать. Конечно, не на глазок, а с помощью цифровых индикаторов и других приборов, ведь погрешность здесь не больше двух «соток». Занимаются этим сотрудники петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта.

Судно оснащено современным оборудованием, в основном цифровым, большая часть которого была изготовлена специально для «Арктики». При этом существенный процент номенклатурных позиций закрыли отечественные, в том числе петербургские, производители: паротурбинную установку, к примеру, изготовило одно из дочерних предприятий Кировского завода.

На головном судне нового проекта необходимо отработать все до мелочей, чтобы серия продвигалась строго по графику. А для этого во время монтажа и сборки оборудования в конструкторско-технологическую документацию то и дело требуется вносить изменения. Прежде всего там, где много хитроумной автоматики и электронных систем.

По словам Алексея Кадилова, генерального директора Балтийского завода, в процессе строительства «Арктики» уже было сделано около 23 тысяч таких правок. Благо авторы чертежей и расчетов находятся тут же: в работах на достроечной набережной участвуют полсотни конструкторов.

«Иной раз приходится слышать упреки: мол, медленно строим, - посетовал руководитель завода, - но это не так. Нужно понимать, что головной ледокол проекта 22220 - абсолютно новое с точки зрения оснащения и задач, которые ему предстоит решать, судно. Да и потом оно просто очень крупное: 1380 километров кабеля, 58 тысяч труб и более 800 единиц разного оборудования».

Конечно, в теории все предусмотреть невозможно, но оперативные решения принимаются быстро. В производственном модуле, находящемся неподалеку на берегу, ежедневно, а то и по два-три раза в день собираются причастные к этому делу специалисты. А потому выдержать сроки удастся, уверены судостроители.

После ходовых испытаний, которые пройдут, скорее всего, на Балтике в районе острова Гогланд, начнутся ледовые. Головной атомоход уйдет в Мурманск, чтобы подтвердить характеристики по ледопроходимости - умению справляться со льдом толщиной до трех метров. А уж затем, предположительно в мае 2020 года, это судно будет передано заказчику.

Тут нужно добавить, что оно оснащено двухреакторной энергетической системой мощностью 60 мВт с основным источником пара, который заставит вращаться винты, от реакторных установок РИТМ-200. Каждая из них обладает мощностью значительно большей, чем на других атомных ледоколах. При этом они почти вдвое легче, компактнее и занимают меньше места на судне.

Атомоход снабжен, кроме того, отечественной системой электрического движения (разработка Крыловского государственного научного центра) которая генерирует, накапливает и экономно расходует энергию. Судно будет двигаться в сложных ледовых условиях, не теряя мощности и хода со скоростью полтора-два узла, а на чистой воде сможет развивать до 22 узлов.

Но главное - благодаря двухосадочной конструкции один новый атомоход способен заменить атомные ледоколы двух типов: обычный проекта 10520 (большую серию таких судов, включая головную «Арктику», изготовил некогда Балтийский завод) и суда, предназначенные для работы в устье Енисея, типа «Вайгач» и «Таймыр», построенные на той же петербургской верфи.

То есть, при полной осадке атомоход будет ходить в арктических водах, обеспечивая проводку судов по Северному морскому пути, а при необходимости, откачав балластную воду, всплывет и отправится на мелководные участки Обской губы или в устье сибирских рек. Причем без перезагрузки топлива сможет работать в автономном режиме целых семь лет, и ничто не помешает ему во время этого «марафона» зайти, если нужно, в любой порт. К тому же атомоход построен с учетом жестких экологических требований, не позволяющих загрязнять акваторию сточными водами и мусором.

Читайте также о том, как спустили на воду новую подводную лодку «Петропавловск-Камчатский».

#Арктика #Балтийский завод #ледокол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6417) от 09.04.2019.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.