Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания

Могучий бок спущенного на воду головного атомохода проекта 22220 «Арктика» сотнями нитей опутывают провода и шланги, тянущиеся от достроечной набережной. А рядом деловито снуют, перемещая грузы на судно, два высоченных крана. Но скоро они покинут это место, надпалубные строения освободятся от строительных лесов, швартовные испытания завершатся. А значит, наступит заключительный этап основных работ, и «вырастающий» на Балтийском заводе в Петербурге самый мощный в мире ледокол отправится на ходовые испытания.

Самый мощный в мире ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недавно он переместился на седьмой причал в охраняемую зону и встал под загрузку ядерным топливом. Но до этого предстоит подготовить для ледокола абсолютно стерильные (требование Гостехнадзора) «апартаменты», обшитые толстостенным металлом, расположенные в центральной части «Арктики».

Мы следуем за провожатым, который быстро движется по бесконечным коридорам, а в голову приходит мысль: только бы не отстать, потеряешься. Потом думаешь: стоп! 173-метровое многоуровневое судно водоизмещением 33,5 тыс. тонн, по этажам которого будут носиться лифтовые кабины, доставляя людей и грузы, грандиозное, спору нет, но заплутать в его лабиринтах и потеряться невозможно. Здесь трудятся одновременно до 1600 человек - судостроители, проектировщики, представители заводов-поставщиков.

На каждом шагу - всполохи сварки, за любым поворотом - рабочие в спецовках. Одни завершают отделку, другие занимаются пусконаладкой, третьи проводят швартовные испытания, подключая и проворачивая механизмы в разных отсеках и отделениях судна.

Леонид Хабаров, заместитель главного строителя - главный инженер проекта, ведет нас по палубам судна: только успеваем перейти с одного трапа на другой.

«Вот центральный пост управления, - показывает он свои владения, - когда здесь завершатся пусконаладочные работы, отсюда можно будет следить за «самочувствием» дизель-генераторов и других важных судовых установок...»

А вот машинное отделение - огромное, как концертный зал, - снизу доверху в металлических лесах. Под потолком устанавливают подвески для кабельных линий, а внизу, извиваясь, тянутся трубы, которые позже будут выкрашены, как полагается, в разные цвета и отмаркированы.

Спускаемся в недра ледокола, где стоят немалые, в два человеческих роста, электродвигатели. Они связаны с винтами из сверхпрочной стали диаметром порядка 11 метров железным «рукавом», внутри которого - длинный вал, и эту линию нужно умело отцентровать. Конечно, не на глазок, а с помощью цифровых индикаторов и других приборов, ведь погрешность здесь не больше двух «соток». Занимаются этим сотрудники петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта.

Судно оснащено современным оборудованием, в основном цифровым, большая часть которого была изготовлена специально для «Арктики». При этом существенный процент номенклатурных позиций закрыли отечественные, в том числе петербургские, производители: паротурбинную установку, к примеру, изготовило одно из дочерних предприятий Кировского завода.

На головном судне нового проекта необходимо отработать все до мелочей, чтобы серия продвигалась строго по графику. А для этого во время монтажа и сборки оборудования в конструкторско-технологическую документацию то и дело требуется вносить изменения. Прежде всего там, где много хитроумной автоматики и электронных систем.

По словам Алексея Кадилова, генерального директора Балтийского завода, в процессе строительства «Арктики» уже было сделано около 23 тысяч таких правок. Благо авторы чертежей и расчетов находятся тут же: в работах на достроечной набережной участвуют полсотни конструкторов.

«Иной раз приходится слышать упреки: мол, медленно строим, - посетовал руководитель завода, - но это не так. Нужно понимать, что головной ледокол проекта 22220 - абсолютно новое с точки зрения оснащения и задач, которые ему предстоит решать, судно. Да и потом оно просто очень крупное: 1380 километров кабеля, 58 тысяч труб и более 800 единиц разного оборудования».

Конечно, в теории все предусмотреть невозможно, но оперативные решения принимаются быстро. В производственном модуле, находящемся неподалеку на берегу, ежедневно, а то и по два-три раза в день собираются причастные к этому делу специалисты. А потому выдержать сроки удастся, уверены судостроители.

После ходовых испытаний, которые пройдут, скорее всего, на Балтике в районе острова Гогланд, начнутся ледовые. Головной атомоход уйдет в Мурманск, чтобы подтвердить характеристики по ледопроходимости - умению справляться со льдом толщиной до трех метров. А уж затем, предположительно в мае 2020 года, это судно будет передано заказчику.

Тут нужно добавить, что оно оснащено двухреакторной энергетической системой мощностью 60 мВт с основным источником пара, который заставит вращаться винты, от реакторных установок РИТМ-200. Каждая из них обладает мощностью значительно большей, чем на других атомных ледоколах. При этом они почти вдвое легче, компактнее и занимают меньше места на судне.

Атомоход снабжен, кроме того, отечественной системой электрического движения (разработка Крыловского государственного научного центра) которая генерирует, накапливает и экономно расходует энергию. Судно будет двигаться в сложных ледовых условиях, не теряя мощности и хода со скоростью полтора-два узла, а на чистой воде сможет развивать до 22 узлов.

Но главное - благодаря двухосадочной конструкции один новый атомоход способен заменить атомные ледоколы двух типов: обычный проекта 10520 (большую серию таких судов, включая головную «Арктику», изготовил некогда Балтийский завод) и суда, предназначенные для работы в устье Енисея, типа «Вайгач» и «Таймыр», построенные на той же петербургской верфи.

То есть, при полной осадке атомоход будет ходить в арктических водах, обеспечивая проводку судов по Северному морскому пути, а при необходимости, откачав балластную воду, всплывет и отправится на мелководные участки Обской губы или в устье сибирских рек. Причем без перезагрузки топлива сможет работать в автономном режиме целых семь лет, и ничто не помешает ему во время этого «марафона» зайти, если нужно, в любой порт. К тому же атомоход построен с учетом жестких экологических требований, не позволяющих загрязнять акваторию сточными водами и мусором.

Читайте также о том, как спустили на воду новую подводную лодку «Петропавловск-Камчатский».

#Арктика #Балтийский завод #ледокол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6417) от 09.04.2019.


Комментарии