Из Петербурга будут отправлять грузы по арктической судоходной магистрали

Петербург, портовые мощности которого используются не в полном объеме, может стать крупным хабом, где будут формироваться грузы для отправки по арктической судоходной магистрали. Регулярные рейсы в этом транспортном коридоре, связывающем Дальний Восток и европейскую часть нашей страны, позволят снизить себестоимость продукции (сократив издержки и сроки поставок) практически вдвое, считают эксперты. На решение этой задачи направлен проект «Агрегатор грузооборота по Северному морскому пути», который реализует Логистический кластер Северо-Запада России.

Из Петербурга будут отправлять грузы по арктической судоходной магистрали | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Не секрет, что только восточный сектор этой студеной морской трассы используется сегодня более-менее активно. Причем на долю углеводородов приходится до 80% всего грузооборота по Севморпути. Остальные поставщики, как и прежде, доставляют свою продукцию на большие расстояния по железной дороге и автомобильными трассами и сбиться с этого привычного курса пока опасаются.

Понятно, почему. Мощные нефтегазовые компании, чтобы не фрахтовать чужие танкеры и суда сопровождения, строят для себя арктический флот, но мало кто кроме них может себе это позволить. Хотя потребность нарастить объемы судоходства по всей высокоширотной трассе не только за счет сырья назрела давно. И роль Петербурга, транзитного центра, который единственный в европейской части России способен принимать такие морские грузы и быстро их обрабатывать, здесь трудно переоценить.

Первыми морскую линию Камчатка – Петербург стали осваивать (после соответствующего распоряжения главы государства) рыбоперерабатывающие предприятия. В сентябре этого года атомный лихтеровоз «Севморпуть» совершил второй «пристрелочный» рейс, доставив сюда 5 тыс. тонн дальневосточной рыбы. Но можно ли увеличить эти поставки, потребность в которых растет? Да, если сделать так, чтобы суда возвращались не порожними, а везли оборудование, генеральные и контейнерные грузы. В общем, все то, в чем заинтересованы арктические регионы.

Подготовить для этого условия взялся Логистический кластер, созданный не так давно при поддержке Смольного. По словам Андрея Андреева, руководителя ассоциации «Единая логистика», выступившей в роли управляющей компании кластерного объединения, в него входят ныне более 60 транспортно-экспедиторских и прочих предприятий (в том числе терминалы для авиагрузов «Хели-Драйв» и «Хели-Импекс»), где трудятся в целом около 250 тыс. человек. Причем не только петербуржцы, но и жители Архангельска, Калининграда, других городов Северо-Запада.

«По существу, речь идет о коммерциализации Севморпути, – поясняет Андреев. – Чтобы понять масштабы грузопотока, который нужно перенаправить в сторону арктической магистрали, мы проводим предварительную работу, оценивая его потенциал. А установить связь с крупными компаниями, вовлекая их в многообещающий проект, помогают городской комитет по делам Арктики и другие властные структуры».

Одним из шагов на этом пути стала договоренность с многофункциональным морским перегрузочным комплексом «Бронка». По условиям подписанного с его руководителями соглашения («дорожной карты» совместной работы), на одной из площадок этого единственного в Петербурге глубоководного порта, куда могут заходить большие вместительные суда, будут консолидироваться грузы, доставляемые из разных регионов, перед их отправкой на Дальний Восток.

«Норильск, Мурманск и другие арктические регионы осуществляют проекты, связанные со строительством предприятий, развитием энергетических мощностей, освоением золоторудных месторождений, – говорит Владимир Егоров, председатель совета Логистического кластера, – а значит, северяне нуждаются в оборудовании, в том числе крупногабаритном, доставлять которое удобнее морским путем. Такую заинтересованность выражают и предприятия оборонно-промышленного комплекса, работающие в Заполярье».

Объем промышленных грузов и товаров народного потребления, отправляемых по северным морям из Петербурга, транзитного пункта между Европой и Азией, в ближайшие годы может вырасти кратно, считает Егоров, до 40 млн тонн и больше. Правда, при одном условии: если уменьшить за счет бюджетного субсидирования стоимость морского фрахта и ледокольной проводки, снизив затраты на доставку продукции, а тем самым и ее себестоимость. Компании, зарегистрированные в Арктической зоне, где работать гораздо сложнее, получают теперь по решению правительства РФ налоговые льготы и преференции. Подобные инструменты стоит применить для повышения грузопотока на Севморпути, считают участники кластера, и такие предложения они подготовили. Большие надежды специалисты связывают с созданием цифровой модели, которая поможет вовлеченным в такие перевозки предприятиям выбрать оптимальную логистическую схему. К ее разработке ассоциация «Единая логистика» и представители научно-образовательной среды уже приступили, рассчитывая подготовить эту платформу и протестировать где-то через год. Расширить число своих сторонников участники кластера надеются также, представив свой проект на Петербургском международном экономическом форуме-2021.

«Рабочей группе, которая готовит почву для его реализации, придется действовать на первых порах в режиме ручного управления, – продолжает Андреев. – Но подвижки есть: сегодня 89 грузовладельцев, представляющих несырьевые отрасли, готовы отправить свою продукцию по этому арктическому коридору. И мы видим, что при подготовке к следующей навигации, которая на Севморпути длится полгода, с мая по октябрь, сумма контрактов будет расти».

#логистика #грузы #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Агрегатор вышел в путь».


Комментарии