Завершился первый этап работ по изучению дна арктических морей

Преодолев за 105 дней 6,5 тыс. км, члены экспедиции, стартовавшей в Петербурге, прибыли во Владивосток. Так завершился первый этап работ по изучению дна арктических морей, проводимых при участии петербуржцев в рамках проекта Arctic Connect на трассе будущей волоконно-оптовой линии, которая свяжет кратчайшим путем Европу и Азию. Выполняло их, напомним, научно-исследовательское судно «Профессор Логачев», принадлежащее Полярной морской геологоразведочной экспедиции (город Ломоносов).

Завершился первый этап работ по изучению дна арктических морей | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Не сказать, что подобные работы в студеных морях, за Полярным кругом, никогда раньше не выполнялись. Но они не были, как правило, комплексными, и восточного сектора Северного Ледовитого океана дорогостоящие геофизические изыскания, требующие особого оборудования, практически не касались. А вот исследования, проводимые в этом году, оказались не просто на редкость масштабными (они охватывали акваторию шести морей: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова), но и во многом революционными.

Двигаясь на мелководье по маршруту будущей кабельной линии, геофизики выполнили действительно огромную программу работ. Она включала промеры глубин (от 30 до 613 метров) с помощью многолучевого эхолота, который вмонтирован в днище судна, и площадную гидролокационную съемку морского дна. Специалисты брали также пробы грунта, изучали строение верхней толщи донных осадков акустическим профилографом и вели профильные наблюдения дистанционными геофизическими методами, не наносящими ущерба окружающей среде.

Большая часть этого современного оборудования отечественного производства, подчеркивают участники экспедиции. Скажем, гидроакустический комплекс, сопоставимый по своим характеристикам с лучшими мировыми аналогами, способный вести разведочные работы на глубинах до шести километров.

«Применяя такое оборудование, можно обеспечить качественную съемку не только грунта, но даже его подстилающей поверхности, – отмечает капитан судна Владимир Зимин. – Это позволяет обнаруживать аномалию полезных ископаемых там, где прежде их не замечали».

Полученные материалы были переданы специалистам Росгеологии, которые через полгода должны завершить интерпретацию геофизических данных. А в навигацию-2021 «Профессору Логачеву» предстоит пройти тем же путем, выполнив второй этап работ, включая исследование пород дна на предполагаемой трассе.

Благоприятная ледовая обстановка, стоит добавить, позволила этому судну обойтись нынче без ледокольной поддержки и провести первый этап изысканий с опережением сроков.

МЕЖДУ ТЕМ 

Научно-исследовательское судно «Академик Лазарев», тоже входящее во флотилию Росгеологии, завершило недавно сейсморазведку в северной части моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Эти работы помогут обновить геолого-геофизические материалы, требующиеся для обоснования внешней границы континентального шельфа РФ в Комиссии ООН, уточнив строение шельфовых структур, и позволят выполнить первоначальную оценку нефтегазоносного потенциала этой акватории.

#исследования #море #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Эхо океанского дна».


Комментарии