Путь Македонии «на север» лежит через НАТО

30 сентября в Македонии состоится референдум по изменению наименования этого балканского государства. Возможно, голосование приведет к разрешению многолетнего спора Греции и Македонии.

Путь Македонии «на север» лежит через НАТО | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Тень Александра Македонского

Среди многих конфликтных ситуаций на Балканском полуострове, до сих пор отравляющих международную обстановку в юго-восточной Европе, греко-македонский конфликт не кажется самым острым и неразрешимым. Тем не менее вот уже 27 лет, прошедших после распада единого югославского государства, греко-македонская тяжба неизменно сохраняет свою актуальность.

А все дело, если разобраться, в топонимике. С первых дней независимости Республики Македония греческие власти, пользуясь широким политическим консенсусом и поддержкой народных масс, начали оспаривать название нового славянского государства. Свою позицию они мотивируют тем, что, на их взгляд, македонцы неправомерно, без исторических оснований претендуют на эллинистическое историческое наследие, создавая базу для возможных территориальных претензий на расположенную в составе Греции историческую область с аналогичным названием. Как пишут некоторые политологи, «тень Александра Македонского нависает над греко-македонскими отношениями».

В середине 1990-х дело доходило даже до экономического эмбарго со стороны Греции. Правда, в 1995 году, добившись от соседей уступок по изменению флага и ряда других государственных символов, греки признали новое государство, но под названием Бывшая югославская Республика Македония. Под этой, скажем прямо, весьма уничижительной аббревиатурой представители Македонии до сих пор заседают в ООН и Совете Европы. Афины при всех правительствах неизменно настаивали на своем вето в отношении возможного вступления Македонии в НАТО и ЕС до тех пор, пока Скопье (столица Македонии) официально не откажется от нынешнего названия. Для многих в Греции, как, например, для всемирно известного композитора Микиса Теодоракиса, македонская нация является «ухищрением Тито». Поскольку именно в эпоху коммунистического режима в Югославии территория Македонии получила статус республики, а македонцы, этнически и лингвистически близкие болгарам, стали рассматриваться как отдельная нация.

Конечно, переговорный процесс между Афинами и Скопье с разной степенью интенсивности шел долгие годы, но прорыв случился именно в этом году. Возглавляемые левыми силами правительства Греции и Македонии всерьез пошли навстречу друг другу. В итоге 17 июня в греческой деревне Псарадес, расположенной на берегу Преспанского озера, было подписано соглашение между двумя странами. Скопье идет на переименование своего государства в Республику Северная Македония и официально отказывается от исторических и культурных претензий на «эллинистическое наследие». В свою очередь Афины признают термины «македонская нация» и «македонский язык» и, естественно, снимают возражения по поводу «евро-атлантических» устремлений македонского государства.

Плоды «левой» дипломатии

Думаю, есть историческая закономерность в том, что июньское соглашение стало возможным в момент, когда правительства двух стран возглавляют левые политики - лидер Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) Алексис Ципрас и председатель Социал-демократического союза Македонии Зоран Заев. Исторически левые и левоцентристы более настроены на компромиссы и уступки во имя мира и безопасности своих стран и народов.

Как подчеркивает глава македонского правительства Заев, «мы гордимся тем, что объединились и решили спор, который разделял нас, и выбрали решение, которое нас объединяет». В то же время он напоминает критикам соглашения внутри страны, что оно «однажды и навсегда подтвердит и защитит македонскую этническую и культурную идентичность, македонский язык и македонскую национальность».

Отметим, что ратификация соглашения в парламенте Македонии проходила с трудом и состоялась в итоге благодаря голосам депутатов от партий, представляющих интересы албанского меньшинства (некоторые из них являются сегодня правительственными партиями). Но надо иметь в виду, что такая поддержка может в будущем потребовать от македонских социал-демократов различных уступок по отношению к албанскому меньшинству.

Однако опросы общественного мнения показывали за полмесяца до референдума, что свыше 50% македонских граждан готовы на переименование и компромисс с Афинами. А вот в Греции отношение общественности к соглашению, достигнутому на Преспанском озере, более критично. В этой ситуации более чем четвертьвековой националистической пропагандистской кампании против «режима Скопье» позиция СИРИЗА и поддержавших Ципраса в парламенте центристов выглядит достаточно смелой и новаторской.

Защищая греческие интересы и национальный курс по отношению к эллинистическому наследию, утверждая, что подписанное летом соглашение «лучшее из того, что оказалось в руках греков за эти 25 лет», Ципрас говорит и о другом. О том, что договоренность открыла перед двумя соседними странами окно возможностей. Как отмечает премьер-министр Греции, «мы ухватились за историческую возможность решить проблему, которая осложняла отношения между нашими двумя странами на многих уровнях».

Консерваторы говорят «нет»

В авангарде оппонентов, выступивших против межправительственного соглашения, в обеих странах стоят правые силы. Так, ведущая оппозиционная партия в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) - использовала как парламентские, так и непарламентские методы борьбы против ратификации соглашения и организации референдума. Депутаты-консерваторы пытались через процедурные моменты затянуть голосование в парламенте, ВМРО-ДПМНЕ отзывала своих представителей из центральной избирательной комиссии, партия организовывала манифестации противников соглашения. Лидер македонских консерваторов Христиан Микоски заявляет: «Оппозиция не поддержит изменение конституции, чтобы изменить конституционное название». Но поскольку опросы показывают, что большая часть избирателей склонны поддержать переименование, правая оппозиция сделала ставку на тактику бойкота референдума, чтобы более половины граждан не пришли на избирательные участки. Тогда у ВМРО-ДПМНЕ будут все основания объявить итоги голосования юридически ничтожными.

Важную помощь оппозиции в ходе агитационной кампании оказывает президент страны Георге Иванов, входящий в состав ВМРО-ДПМНЕ. Он также, по сути, настроен на игнорирование референдума и уже успел продекларировать: «Я не буду поддерживать или подписывать это ущербное соглашение». С учетом того, что у правительства сегодня нет двух третей мест в национальном парламенте, каков бы ни был исход голосования 30 сентября, доведение до конца конституционных изменений в Македонии - юридически - выглядит пока сомнительным.

По иронии судьбы, в Греции, где среди простых граждан отношение к соглашению гораздо более критичное (согласно некоторым опросам, до 70% греков против договоренности с Македонией), с юридической точки зрения все должно пройти спокойнее: СИРИЗА вместе с депутатами-центристами спокойно может ратифицировать соглашение внутри парламента.

Но не все, однако, так просто. Через год в Греции пройдут парламентские выборы, и протаскивание через депутатский корпус непопулярного в обществе соглашения (в общем, греческое общественное мнение против того, чтобы соседняя страна называлась Македонией) может в будущем дорого стоить радикальным левым. Естественно, и тут среди противников соглашения впереди правые силы. Лидер главной оппозиционной (правоцентристской) партии «Новая демократия» Кириакос Мицотакис назвал договор с Македонией «позорным соглашением» и пригрозил Ципрасу вотумом недоверия.

Против ратификации соглашения - младший правительственный партнер СИРИЗА - правопатриотическая партия «Независимые греки». Если она решит выйти из кабинета, правительство Ципраса рухнет. Есть в Греции и оппозиция слева - коммунисты, например, считают, что утверждение подписанной в июне договоренности продвинет в балканском регионе империалистические планы и трансформирует Республику Македония в базу НАТО.

Переименование ради ЕС и НАТО?

И, надо сказать, греческие коммунисты не так уж неправы. Дело не только в том, что Македония уже давно стремится стать членом как Евросоюза, так и НАТО. Это стремление имеет в республике широкую поддержку - все основные политические силы страны едины в таких «евро-атлантических» пристрастиях.

Более того, правительство Македонии, понимая, что в обществе отношение к переименованию далеко от единодушия, придумало иезуитскую формулировку вопроса на референдум 30 сентября. У граждан страны спрашивают, выступают ли они в пользу членства в ЕС и НАТО, одобренного соглашением между Республикой Македония и Грецией.

Сама формулировка не оставляет сомнения: и НАТО, и ЕС целиком одобряют и даже стоят за греко-македонским соглашением. В истории бывают интересные параллели. Вот так в данном конкретном случае сошлись интересы тех (в Греции и Македонии), кто на самом деле желает положить конец кризису в двухсторонних отношениях и сотрудничать в будущем, и тех, кто хочет расширить НАТО за счет еще одной постъюгославской страны. Именно после подписания соглашения Македония получила официальное приглашение в НАТО. Одновременно ей обещают начать процесс переговоров о вступлении в Европейский союз в следующем году. Но, разумеется, это случится в том случае, если процедура переименования пройдет как по маслу и Греция перестанет прибегать к прежней тактике вето.

Отметим также, что свой вклад в данный процесс вносит и еще одна страна региона - Албания. Премьер-министр этого государства социалист Эди Рама неоднократно заявлял о своей публичной поддержке греко-македонского соглашения. Очевидно, что официальная Тирана оказала соответствующее воздействие на благосклонную позицию по референдуму «албанских» партий Македонии.

А вот отношения Москвы с Афинами и Скопье, увы, в последние месяцы похолодали. Россия явно не в восторге от того, что еще одно государство юго-восточной Европы вскоре может вступить в Североатлантический блок. Македония вошла в число стран, выславших российских дипломатов в ответ на «дело Скрипалей». В июле Греция выслала двоих наших дипломатов, заявив, что они вмешиваются во внутренние дела государства. В обеих странах вышло немало материалов, в которых говорится, что россияне работают на срыв греко-македонского соглашения. Более того, Зоран Заев публично объявил о том, что якобы «российские агенты» побуждают радикальную часть оппозиции в преддверии референдума «совершать нападения на полицейских и тому подобное».

С какими бы результатом и явкой ни завершился плебисцит в Македонии 30 сентября, вряд ли эта дата станет последним днем вражды между двумя соседними балканскими государствами. Но если референдум станет хотя бы шагом на пути отхода от многолетней конфронтации, это уже будет большим и позитивным событием.

#политика #греция #Македония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6289) от 28.09.2018.


Комментарии