Четвертый кряду. Роберт О’Брайен стал новым советником Трампа по национальной безопасности

Дональд Трамп назвал имя очередного своего советника по национальной безопасности. Им стал 54-летний юрист, спецпосланник госдепа США по заложникам Роберт О’Брайен.

Четвертый кряду. Роберт О’Брайен стал новым советником Трампа по национальной безопасности | ФОТО Ron Sachs/Pool via CNP/ТАСС

ФОТО Ron Sachs/Pool via CNP/ТАСС

Этой должности в администрации Дональда Трампа явно не везет. А ведь пост советника по национальной обороне является одним из ключевых в «белодомовской» иерархии. Достаточно вспомнить, что в разные годы его занимали такие известные американские политики, как Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Кондолиза Райс. Нынешний же хозяин Белого дома уже трижды увольнял с него различных чиновников. Флинн, Макмастер, теперь вот Болтон стали жертвами «трамповского недовольства». Первого он вынужден был уволить из-за интриг демократического лобби и своей тогдашней политической неопытности. Второй оказался «слишком умным». Третий - чересчур самостоятельным и ярким, порой затмевающим личность самого президента.

А вот четвертый избранник Дональда Трампа - полная противоположность трем предыдущим. Он широко известен в узких кругах правительственных юристов, в его биографии нет резких взлетов, он никогда не занимал ключевых, самостоятельных постов в американской госмашине, хотя и был неплохим юристом. По крайней мере входил, по мнению издания Lawdragon, в список 500 ведущих юристов Америки.

Родом Роберт  О’Брайен из Лос-Анджелеса. О его частной, семейной жизни ничего не известно. Героем гламурных, а тем более бульварных изданий он никогда не был, телегероем, несмотря на свою голливудскую внешность, не являлся. Профессиональная же биография  О’Брайена типична для многих американских юристов. Получив соответствующее образование в Калифорнийском университете, а затем подкрепив его степенью доктора права, полученной в Школе права университета в Беркли,  О’Брайен с 1991 года работал во многих юридических компаниях и даже основал свою собственную. Частную практику будущий помощник президента успешно чередовал с государственной. Так, пару лет он трудился юристом при Совете Безопасности ООН, в 2005 году был назначен Джорджем Бушем-младшим заместителем представителя США на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, пост постоянного представителя, кстати, тогда занимал Джон Болтон. Известно также, что  О’Брайен интересовался политическими вопросами и консультировал в разные времена кандидатов в президенты США Митта Ромни и Скотта Уокера.

В команду Трампа Роберт  О’Брайен попал в прошлом году, когда его назначили спецпредставителем США по делам заложников. Никаких особых достижений на этом посту он не добился, но сумел отличиться перед Трампом, когда нынешним летом по его поручению помог вытащить из шведской тюрьмы задержанного за драку популярного американского рэпера A$AP Rocky. Кстати, американские СМИ отнеслись к такой позиции Трампа критично, так как Швеция - страна демократическая, дело было неполитическим, а действия президента США можно было расценить как давление на правосудие. Но сторонникам Трампа понравилось, что гражданин США оказался дома - и Трамп оценил усилия  О’Брайена.

Как обычно, Трамп сообщил о новом назначении через свой Twitter, написав: «Я давно и много работал с Робертом. Он отлично справится». Хотя никаких следов «долгой работы» Трампа и  О’Брайена американские СМИ не обнаружили, они не были удивлены - примерно так американский президент объявляет о каждом своем назначении. На самом деле в местных экспертных кругах есть мнение, что решающее слово в пользу кандидатуры «сменщика» Болтона было за госсекретарем Майклом Помпео, который был знаком с  О’Брайеном уже несколько лет и всячески добивался его повышения в администрации. При этом Помпео имел и собственные интересы, так как, убирая Джона Болтона, он фактически устранял конкурента в Белом доме, соревнующегося с ним за влияние на Трампа, поскольку  О’Брайен явно не тянет на роль политического тяжеловеса.

При всем при этом кандидатура  О’Брайена подходит и хозяину Белого дома. Его назначением он дал понять, что ему нужен хороший и ответственный исполнитель, не «советник» по национальной безопасности, а именно «помощник», который будет осуществлять административно-техническую роль и выполнять те решения и продвигать те идеи, которые высказывает лично американский президент. Кроме того, такое решение удовлетворило и Пентагон, поскольку Болтон со своим радикализмом умудрялся влезать и в сферу его деятельности. У Роберта  О’Брайена, несмотря на то что его имя не очень широко известно, есть репутация умеренного и взвешенного политика, умеющего играть в команде и не тянущего на себя одеяло.

Кроме всего прочего, новый советник по национальной безопасности весьма близок с нынешним президентом по своим политическим взглядам и идеологическим убеждениям. По крайней мере такой вывод можно сделать из книги, которую  О’Брайен написал незадолго до избрания Трампа. Само название произведения - «Пока Америка спала: как восстановить американское лидерство в кризисном мире» достаточно недвусмысленно перекликается с трамповским «Сделаем Америку снова великой!». В своей книге  О’Брайен называет иранскую ядерную сделку «безумием Обамы», Тегеран для него - «главный дестабилизатор обстановки на Ближнем Востоке, стремящийся уничтожить Израиль - главного союзника Вашингтона». Он прозрачно намекает, что из Афганистана американским солдатам уходить не стоит, и вообще призывает Вашингтон говорить с оппонентами с позиции силы. Среди главных противников США  О’Брайен называет Китай и Россию, которые он характеризует как «авторитарные державы». «Пользуясь тем, что США отступают и намерены сокращать свой военный бюджет, Китай занимает позиции, позволяющие ему стать сверхдержавой», - пишет О’Брайен о Поднебесной. Но особенно достается России: «Она является давним геополитическим врагом США, будь то на Украине, Кавказе, в Центральной Азии, на Балтике или теперь в Сирии. Русский медведь находится в движении и угрожает интересам США».

Впрочем, с приходом в Белый дом нового советника вряд ли кардинально изменится внешняя политика США, ведь  О’Брайена трудно назвать не только политическим тяжеловесом, но и самостоятельной политической фигурой. Скорее всего, она будет упорядочена и более организованна, с одной стороны, а с другой стороны, станет еще более «трампистской», поскольку личный фактор президента будет играть гораздо большую роль, чем было до этого.

#США #Трамп #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6531) от 24.09.2019 под заголовком «Четвертый кряду».


Комментарии