Благородное воинство Вадима Морозова. В память о министре путей сообщения РФ

Знаменитую фразу Булата Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство – вот его святое воинство», увы, очень мало к кому можно сегодня отнести. Но именно эти качества 11 ноября отмечали все выступавшие на панихиде последнего министра путей сообщения РФ, бывшего первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Николаевича Морозова. Ушел из жизни он 7 ноября 2021 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Сегодня 40-й день смерти Вадима Морозова. По канонам Православной церкви, в этот день душа покойного покидает землю. Попрощаться с душой могучего при жизни человека придут родные, друзья, коллеги, ученики. Сегодня мы предоставляем слово тем, кто знал Вадима Николаевича не только по газетным и телевизионным материалам, а непосредственно работал с ним, дружил, учился и просто общался.

Благородное воинство Вадима Морозова. В память о министре путей сообщения РФ | ФОТО предоставлено из архива журнала «РЖД Партнер»

ФОТО предоставлено из архива журнала «РЖД Партнер»

Родился он в Волховстрое Ленинградской области. Там в 1971 году начал свою трудовую деятельность слесарем на железной дороге. После окончания института занимал разные должности на Октябрьской железной дороге. В 1996 году был назначен ее начальником. Затем поработал в парламенте Ленинградской области, после чего вновь вернулся на стальные магистрали, но уже в Москву. Работал начальником Московской железной дороги, затем в Министерстве путей сообщения. Именно он был последним в истории министром путей сообщения РФ.

Из воспоминаний Геннадия Матвеевича Фадеева (первого президента ОАО «РЖД», 2003 – 2005 гг.): «Когда шли реформы на железнодорожном транспорте и создавалось ОАО «РЖД», я предложил председателю правительства РФ, чтобы МПС России возглавил Вадим Николаевич Морозов. Я знал, что он справится с той гигантской задачей, которая предстоит, – по выделению и разделению активов железнодорожной отрасли. Росимущество позже отмечало, что это было сделано очень быстро и без потерь. Мы разделили старую и новую структуры, не потеряв ни метра пути! Он был сильным человеком, и все ему было по плечу. Не смог он справиться только с последней задачей – побороть коварную болезнь».

«Вадиму Николаевичу досталась трудная задача – ликвидация Министерства путей сообщения. Это был очень важный переходный период в работе железнодорожного транспорта, – вспоминает помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин. — Формировалась нормативно-правая база, менялись законы, существовали риски утраты управления движением. Но благодаря умению Вадима Николаевича не только профессионально подходить к делу, но и общаться, дискутировать, отстаивать интересы железнодорожников мы увидели, можно сказать, формирование новой технологии взаимодействия и эффективную работу в сложных условиях».

В 2004  г., согласно указу президента России В. В. Путина, Министерство путей сообщения РФ было упразднено. И бывший министр стал исполнительным директором негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние».

Судьба не раз испытывала Вадима Морозова на прочность. Другой человек сломался бы, озлобился, но он благородно выходил из каждой ситуации.

Вот как вспоминал то время сам Вадим Николаевич: «...Признаюсь, первое время никак не мог там себя найти. Конечно, потом собрался с силами и твердо сказал себе: это тоже был твой выбор, раз согласился – надо заняться новыми для тебя вопросами, вникнуть в существующие в этой сфере финансовые отношения и инструменты, разобраться в системе пенсионного обеспечения железнодорожников и т. д. И тем не менее я все же внутренне никогда не терял надежды вернуться, как раньше говорили, на передовую...».

И надежды его оправдались. В 2005 году, став президентом ОАО «РЖД», Владимир Иванович Якунин из большого списка претендентов первым своим заместителем выбрал Вадима Николаевича Морозова.

За 10 лет работы в ранге первого вице-президента ОАО «РЖД» под его руководством было реализовано много крупных инвестиционных программ и корпоративных проектов, в том числе запуск высокоскоростного пассажирского движения, развитие порта «Усть-Луга». Практически все стратегические вопросы, связанные с инженерным блоком в железнодорожной отрасли, долгий период времени решались при его непосредственном участии. При этом и вся оперативная работа отрасли лежала на его могучих плечах.

В одном интервью на вопрос:

«От чего в жизни получаете удовольствие?» – он без пафоса сказал: «...От работы на переднем крае, от востребованности, от осознания, что способен сделать что-то необходимое, важное для людей и своей страны».

LA2MTtP7-kE[1].jpg
 

ФОТО предоставлено из архива журнала «РЖД Партнер»

Из воспоминаний коллег:

...Вклад Вадима Николаевича в развитие российских железных дорог неоценим. Он был неотъемлемой и значимой частью этого процесса. Жизненный и профессиональный путь этого человека со всеми его основными вехами будут часто приводить в пример студентам-железнодорожникам.

...Он делился своим опытом и знаниями, всегда подсказывал и проявлял участие практически в любом вопросе. Сегодня на сети трудятся много людей, которые могут смело назвать себя его учениками. Вадим Николаевич был человеком исключительной широты. Очень грамотный, культурный и эрудированный человек, прекрасный руководитель. Он умел слышать людей.

...Есть такое определение – человек-действие и человек-драйв. Это точное определение личности Вадима Николаевича.

Легенда РЖД

Вадим Николаевич был ярким и смелым реформатором, энергичным и талантливым управленцем, открытым и радушным человеком. В сложные годы, на переломе исторических эпох, он многое сделал для развития российских железных дорог, еще при жизни стал легендой и образцом чести и достоинства истинного железнодорожника, настоящего профессионала и патриота своей великой Родины.

Его трудолюбие и самодисциплина, честность и ответственность, уважение к людям, стойкость и неугасающий интерес к меняющейся жизни были и остаются примером для подражания.

И мы всегда будем помнить еще совсем недавние дружеские встречи, где Вадим энергично, радостно, живо и остроумно шутил, вспоминая прошлое и строя планы на будущее...

Владимир СОКОЛОВ, генеральный директор ООО «Трансойл»

Главный эксперт

Он всегда и на любых постах уделял большое внимание образованию и подготовке кадров. Никогда не забывал Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (теперь это Петербургский государственный университет путей сообщения), который дал ему путевку в жизнь. Самое главное – школу в Волхове, которую окончил. Не удивлюсь, если руководство этой школы будет настаивать на том, чтобы ей присвоили имя Вадима Морозова.

Вадим Николаевич не только интересовался делами системы образования и помогал ей, но и сам постоянно учился, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации.

Завершив службу на «Российских железных дорогах», Вадим Николаевич пришел к нам в университет и с большим интересом стал осваивать не очень знакомое для себя направление деятельности. До сих пор помню, что едва ли не в первые рабочие дни он поехал в общежитие, чтобы посмотреть, как там живут студенты и как себя чувствуют. Очень много с ними общался.

Все ректоры его уважали и любили. Ни одно общеректорское мероприятие не обходилось без него. И всегда предоставляли Вадиму Николаевичу слово как главному эксперту в области нашей деятельности.

Борис ЛЕВИН, президент Российского университета транспорта

Вадим Николаевич журналистам запомнился руководителем, который всегда шел на контакт. Он выступал за объективное освещение событий. Часто встречался с журналистами в регионах, предоставлял честную информацию о достижениях отрасли и ее проблемах. В интервью давал самооценку действиям, высказывал и свое отношение к карьере, к смыслу жизни, к свободе.

В память об этом государственном деятеле, неординарном человеке публикуем два его ответа на вопросы корреспондентов.

Вадим Николаевич, насколько вы удовлетворены сегодня тем, что успели сделать в своей жизни? Было ли что-то такое, что однозначно сделали бы по-другому, если бы представилась такая возможность? Преподносила ли вам судьба очевидные подарки? Запомнились ли какие-либо неожиданные для вас повороты?

– Если человеку довелось в жизни поработать на руководящих должностях в Министерстве путей сообщения, а затем возглавить производственный блок такой компании, как «Российские железные дороги», согласитесь, было бы, наверное, каким-то ложным кокетством сетовать на ту или иную «неудовлетворенность». Всем, что мной пройдено, пережито, достигнуто, я очень дорожу и благодарен судьбе за это. Преподносила ли жизнь подарки? Конечно. И первый из них, думаю, это то, что родился там, где надо, и у тех родителей, у которых нужно. Второе – выбор профессии. Я с самого раннего детства болел железной дорогой и сегодня точно могу сказать, что вытянул счастливый билет, который дал мне возможность себя реализовать и в личностном, и в профессиональном плане. Еще один подарок судьбы – замечательные люди, с которыми мне посчастливилось работать. Неожиданные повороты? Вся жизнь человека – это неожиданные повороты, иногда менее крутые, иногда более. И я не исключение. Главное, чтобы на перепутье всегда была возможность выбора. Вот тут-то и определяется судьба человека. Был, например, случай, когда мне, начальнику станции, предложили стать начальником отделения без опыта отделенческой работы. Верите ли, до сих пор горжусь тем, что выстоял тогда, переборол карьерный соблазн и не принял это предложение. А то наломал бы дров...

Что для вас лично означает свобода как мировоззренческий принцип, как один из важнейших устоев жизни? От чего испытываете удовольствие?

– Мое мнение таково, что свободы являются востребованными только тогда, когда уровень развития гражданского общества достаточно высок, чтобы большинство людей были готовы на практике обратить эту ценность человеческого бытия действительно во благо себе и окружающим. Соответствующая сила закона должна сочетаться с правовой культурой граждан, со сложившейся у них поколениями привычкой не путать свободу и анархию.

От чего испытываю удовольствие? Наверное, как раз от этого – от работы на переднем крае, от востребованности, от осознания, что способен сделать что-то необходимое, от результатов своего труда, от того, что ситуация становится лучше. И, конечно, от общения с родными, близкими, друзьями. Огромное удовольствие получаю от жизни...

Вадим Николаевич ушел в лучший мир, оставив о себе замечательную память. В сердцах родных и близких он оставил доброту и тепло всей своей большой души.

В материале использованы интервью, опубликованные в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и журнале «РЖД Партнер»


#память #РЖД #министр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7073) от 16.12.2021 под заголовком «Благородное воинство Вадима Морозова».


Комментарии