Русское сердце Набокова. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения писателя

«Моя голова разговаривает по‑английски, мое сердце — по‑русски, и мое ухо — по‑французски» — так характеризовал себя Набоков сам. Волею судеб он утратил родину в юности, эмигрировав после революции, всю жизнь провел в изгнании и до самой смерти тосковал по России.

Русское сердце Набокова. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения писателя | Усадьба Рождествено была частью земель, принадлежавших большой семье Набоковых. Подробнее о ней читайте на 4‑й стр./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Усадьба Рождествено была частью земель, принадлежавших большой семье Набоковых. Подробнее о ней читайте на 4‑й стр./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Набоков — один из немногих мастеров, писавший с одинаковой легкостью на двух языках — родном русском и английском, который знал с детства. Писательское ремесло называл ворожбой. Автор романов «Дар», «Защита Лужина», «Пнин», «Приглашение на казнь», «Лолита», «Другие берега». Искусный переводчик, который даже перевел на английский язык пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» и написал два тома комментариев. Любитель бабочек, воплощающих в его глазах мимолетность жизни и эфемерность красоты. И шахмат — не только как интеллектуальной игры, но и как своеобразной модели судеб.

Центром юбилейных торжеств в Петербурге станет Музей Владимира Набокова на Большой Морской улице, 47. Сегодня здесь состоится церемония гашения почтовой марки, выпущенной к 125‑летию со дня рождения Владимира Набокова. В церемонии будут участвовать представители Санкт-Петербургского государственного университета, в ведении которого находится набоковский музей, и «Почты России».

Как рассказал Андрей Аствацатуров, возглавляющий Музей Набокова с 2019 года, экспозиция находится только на первом этаже (второй и третий занимает детская школа искусств). К сожалению, сохранились далеко не все интерьеры этого роскошного особняка. Был утрачен интерьер так называемой комитетской комнаты, где проходили встречи кадетской партии, одним из основателей и руководителей которой был отец Набокова Владимир Дмитриевич. Не дошли до нашего времени и витражи, которые были на входной двери, сейчас там обычные стекла. Требует реставрации Зеленая гостиная, облик которой был сильно изменен в ходе ремонта 1961 года. Тогда был закрашен потолок, расписанный, как вспоминал в «Других берегах» Набоков, «бледно-зелеными» облаками, а также ласточками и гирляндами из листьев. Лишь в 2008 году были обнаружены сохранившиеся детали этого живописного плафона.

Подробно ознакомиться с описаниями фасадов и интерьеров особняка, а также с работами по реставрации и консервации можно в не так давно выпущенной монографии «Дом Набокова», в создании которой приняли участие историки, искусствоведы, филологи, реставраторы. Особый интерес представляют разделы, написанные реставраторами ­СПбГУ Владимиром Торбиком и Николаем Кургановым.

В автобиографическом романе «Другие берега» Набоков описывал петербургский семейный дом как «трехэтажный, розового гранита, особняк с цветистой полос­кой мозаики над верхними окнами». Выстроенный в стиле модерн особняк был не просто красив, но и оснащен по последнему слову техники.

— Говоря современным языком, особняк Набоковых на Большой Морской можно назвать «умным домом». Здесь был гидравлический лифт — один из первых в Петербурге. Сложный калорифер. Интересная система подачи дров на все три этажа, — напомнил Андрей Аствацатуров.

Музей Владимира Набокова подготовил к юбилею писателя две выставки. 24 апреля открывается выставка «Мода языком Набокова», где будут представлены костюмы, платья рубежа XIX – XX веков (16+). Их будут сопровождать цитаты из произведений Набокова, который, как известно, много внимания в своей прозе уделял деталям, в том числе одежде персонажей. Например, герой романа «Король, дама, валет» (1928 год) Франц работает в спортивном отделе универсального магазина. Набоков описывает ассортимент товаров, куда входят не только теннисные ракетки, но и козырьки, прикрывающие глаза от солнца, полосатые шарфы, белые туфли…

25 апреля в музее откроется выставка Веры Петровской «Чудо» из цикла «Искусство жить дома. Игра», создаваемого в музеях, связанных с жизнью и творчеством великих людей, совместно с Северо-Западным филиалом ГМИИ имени Пушкина (12+).

Вера Петровская в своем проекте обращается к двоемирию — одному из основных принципов набоковской поэтики. Писатель часто противопоставлял в своих произведениях мир обыденный и воображаемый. Художница обращает внимание на то, что в прозе писателя часто возникает тема света и тени. Она создала черные ящики со светом внутри, воплощая в них метафоры жизни — колыбель, дом, дверь….

Еще одно событие пройдет 26 апреля — торжественная передача в дар Музею Владимира Набокова литературного альманаха «Грани», вышедшего в свет в 1922 году в Берлине. В издании опубликовано эссе Вл. Сирина (псевдоним Набокова) «Рупертъ Брукъ», посвященное английскому поэту. Альманах пополнит коллекцию редких книг Музея Набокова.


#Набоков #память #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7649) от 22.04.2024 под заголовком «Русское сердце Набокова».


Комментарии