«Он объяснял нам, что такое жизнь». Не стало кинорежиссера Сергея Соловьева

Умер кинорежиссер Сергей Соловьев. Ему было 77 лет, последнее время он тяжело болел. Кроме того, несколько лет назад умер его сын Дмитрий, сыгравший в картине отца «Нежный возраст». Горе подтачивало силы.

«Он объяснял нам, что такое жизнь». Не стало кинорежиссера Сергея Соловьева | ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

Многие люди восприняли смерть режиссера как личную потерю. Да, не брат и даже не сват. Но кажется (может, так и есть?), что друг, с которым связывают душевное родство и много пережитого вместе. Ведь его фильмы – часть жизни, личности, у кого-то с ними связано детство, у других – юность...

Эти фильмы что-то такое затрагивают в душе, что потом не забывается.

«Сто дней после детства» (1975 г.) многие называют любимым фильмом. Он странный. Снят в эпоху застоя, самый ее расцвет. При этом какой-то несоветский. Действие происходит в пионерском лагере. Но лагерь располагается в старинной дворянской усадьбе, пионервожатый Сережа (Сергей Шакуров), который вообще-то скульптор, не играет с юными пионерами в «Зарницу», а ставит спектакль по драме Лермонтова «Маскарад». А сами пионеры изъясняются, как герои какого-нибудь классического русского романа. Главный герой примеряет на себя образ Вернера из лермонтовского «Героя нашего времени» (а вы вообще помните, кто он такой, этот Вернер?). И не замечает, что его самого безответно любит девочка Соня...

В этой атмосфере красоты, романтической любви и светлой печали, под волшебную музыку Исаака Шварца происходит прощание с детством.

В картине главное не сюжет, а, как говорил сам режиссер, «неясное ощущение счастья, гармонии, ожидания чего-то – и вечности».

«Давай мы с тобой просто запомним это лето», – говорит Митя Соне в финале. Мы запомнили.

О психологически сложном периоде взросления, вступления в жизнь, прощания с иллюзиями Соловьев говорит и в других фильмах – «Спасатель», «Наследница по прямой», «Чужая белая и рябой»...

Пожалуй, он сам был вечным подростком, идеалистом и романтиком.

О тектоническом сломе эпох, о крушении страны и тех, кто погиб под обломками, – фильм «Асса» (1987 г.). Главные герои – соловьевские подростки, только немного повзрослевшие. И опять любовный треугольник: красавица Алика (Татьяна Друбич), злодей – криминальный авторитет Крымов (Станислав Говорухин), впрочем, не лишенный обаяния, и романтик, поэт, художник – в общем, богемный мальчик Бананан в исполнении Сергея Бугаева-Африки. Непрофессиональный актер, Африка был на редкость органичен в роли романтического юноши с прекрасными порывами, по сути, он играл самого себя.

Но и тут главное не детективный сюжет, не разборки. Важнее – чувства. И какая-то декадентская красота. Ялта зимой, холодное море, пальмы в снегу. Блестящий саундтрек, состоящий из песен Бориса Гребенщикова («Он бог, от него сияние исходит», – говорит Бананан), космической Жанны Агузаровой и окутанного сумрачным романтизмом Виктора Цоя. В финале Цой решительно, печатая шаг, идет по коридору к сцене, сбрасывает черное пальто и остается перед многотысячной толпой в черной рубашке, к кармашкам и погонам которой прицеплены алые гвоздики. И звучит его глуховатый, какой-то потусторонний голос... «Перемен, мы ждем перемен!»

Нельзя сказать, что Цоя никто не знал до фильма. Когда Соловьев поделился сомнениями – наберется ли массовка для изображения толпы на рок-концерте и чем им платить, Цой невозмутимо ответил: «Я сделаю пару звонков». И толпа была, подпевала песне, а потом тысячи людей щелкнули зажигалками или зажгли спички, и вспыхнули тысячи огоньков. После «Ассы» популярность Цоя стала тотальной.

В создании предметной среды, в которой обитает мальчик Бананан, участвовал Тимур Новиков, ставший впоследствии знаменитым художником. Помните затянутую в полиэтилен фотографию Алики, которую влюбленный Бананан носил в ухе вместо серьги, за что был жестоко избит ментами? Так вот она, а еще другие арт-объекты из «Ассы» – «коммуникейшен тьюб», «железный занавес» – хранятся сейчас в коллекциях Третьяковки и Русского музея.

Тяга к русской классике всегда была у Сергея Соловьева. В его подростковой трилогии русская литература со всеми ее идеалами – основа. В «Ста днях» – Лермонтов, в «Наследнице по прямой» – Пушкин... В начале пути он снял «Станционного смотрителя», позднее, в 1994-м, – «Трех сестер» по мотивам чеховской пьесы, а в 2009-м – «Анну Каренину» со своей музой Татьяной Друбич в заглавной роли. Жаль, что не смог закончить работу над фильмом о Тургеневе и Полине Виардо...

Алексей Герман-младший откликнулся на смерть Сергея Соловьева, у которого учился во ВГИКе, записав видеоролик.

Он как-то ненавязчиво, очень мудро объяснял нам, что такое жизнь, – сказал Алексей Герман. – Обаятельно, без прикрас, без ненужных разглагольствований, без трагических преувеличений, без драматических пауз...

Был ли Соловьев режиссером в чистом виде? Мне кажется, он оказался, скорее, поэтом, а кино было для него способом рифмования себя с миром.


#кинорежиссер #фильм #кино #смерть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7072) от 15.12.2021 под заголовком «Просто запомним это лето».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?