Удар по  ушам

Между Вашингтоном и Гаваной снова пробежала черная кошка. Выступая на традиционном брифинге для СМИ, высокопоставленный американский чиновник Хизер Нойер поведала журналистам, что недавняя высылка из страны кубинских дипломатов - это ответ на «череду необъяснимых событий», связанных со здоровьем американских атташе в столице Кубы.

Удар по  ушам | Иллюстрация Aquir/shutterstock.com

Иллюстрация Aquir/shutterstock.com

По словам представителя госдепа, работники посольства США в Гаване неоднократно с конца 2016 года жаловались на недомогание и ухудшающийся слух. Американцы также поднимали вопрос о необъяснимом недуге своих дипломатов и даже направляли в Гавану своих медиков. Но американские эскулапы только разводили руками - источник заболевания, поразивший их соотечественников, они не смогли выявить. Зато чиновникам госдепа, похоже, это удалось. По их мнению, в недомоганиях работников посольства виноваты два дипломата, работники кубинского посольства в США, которых они и выслали из страны. По крайней мере такой вывод можно сделать из объяснений той же госпожи Нойер, когда на вопрос журналистов о выдворении из США работников посольства Кубы в Вашингтоне в мае этого года она подтвердила, что дипломаты покинули страну после случившегося на Кубе «инцидента со здоровьем». При этом начальник пресс-службы госдепа не уточнила, о каких именно ситуациях идет речь, сказав лишь, что они «привели к различным физическим симптомам».

Позднее министерство иностранных дел Кубы категорически отвергло причастность Гаваны к инцидентам с американскими дипломатами. «МИД подчеркивает, что Куба никогда не позволяла и не позволит использовать свою территорию против аккредитованных дипломатов или членов их семей, без исключения», - указывалось в заявлении на этот счет, опубликованном в Гаване в прошедшую среду.

Следует отметить, что эти, кажущиеся бредовыми, обвинения со стороны Вашингтона вполне логично укладываются в рамки нынешней политики администрации США и лично Дональда Трампа. Дело в том, что и при борьбе за президентское кресло, и потом, заняв заветный Овальный кабинет в Белом доме, Трамп позиционировал себя как «анти-Обаму», настоящего нового американского президента, борющегося с «вашингтонским политическим болотом», его идеями и политикой, проводимой Бараком Обамой. Особенно с теми идеями, которые прежний президент считал настоящим своим достижением. Налаживание отношений с Кубой является одним из таковых.

Конечно, не стоит упрощать и рассматривать нынешнюю политику Дональда Трампа в отношении Гаваны просто как желание плюнуть в наследие своего предшественника. Это не так. Действительно, пересмотр прежней американской политики с Кубой начался при Обаме. В декабре 2014 года американский президент и председатель госсовета Кубы Рауль Кастро заявили о намерении нормализовать отношения между государствами, которые фактически на протяжении более пяти десятилетий были заморожены. Буквально через месяц США начали постепенно ослаблять режим экономической и финансовой блокады острова. В июле 2015 года были восстановлены дипломатические отношения между двумя государствами, а в марте 2016 года состоялся исторический визит Барака Обамы на Кубу. Это была первая почти за 90 лет поездка действующего руководителя американской администрации на остров.

Однако следует понимать, что налаживать отношения с многолетним врагом Барак Обама начал вовсе не из гуманистических соображений, да и не для того, чтобы войти в историю в качестве президента, сумевшего наконец покончить с долгоиграющей проблемой. Это примирение произошло из-за того, что оно было необходимо для реализации глобалистской идеи - создания свободных зон торговли по всему миру. Для подкрепления других двух глобалистских проектов - Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств - третьим - созданием Панамериканской зоны свободной торговли.

Этот проект можно было осуществить, лишь привлекая к нему левые правительства Латинской Америки, которые соглашались войти в зону только с Кубой. А ее, как известно, стараниями американцев еще в 1962 году исключили из Организации американских государств (ОАГ). Включая Кубу в общий латиноамериканский мир, Обама фактически формировал третье кольцо глобалистской идеи - создавал реальные основы для окончательного конструирования Панамериканской зоны свободной торговли.

Дональд Трамп не только «анти-Обама», он еще и «анти-глобалист». Для Трампа, выступающего за сохранение рабочих мест внутри страны, за возрождение американской промышленности, глобалистские устремления Обамы и Ко не имеют особой ценности. Наоборот, они мешают его основной концепции. В том числе и поэтому он никак не заинтересован в улучшении американо-кубинских отношений. Или Трамп может ими пожертвовать ради поддержки влиятельного антикубинского лобби во главе с сенатором от Флориды этническим кубинцем Марко Рубио.

Поэтому, когда два месяца назад Дональд Трамп объявил в Майами - форпосте кубинских иммигрантов, что он намерен «пересмотреть стратегию взаимоотношений с Гаваной» своего предшественника, было понятно, что его официальное требование к Кубе - для улучшения отношений ей стоит пересмотреть свою позицию к правам человека в стране - обыкновенный набор слов. Ведь борьба за эти самые права для Трампа в отличие от Обамы повод, а не причина тех или иных политических решений.

Интересно, что проблема с «необычными симптомами» неожиданно обнаружилась и у одного канадского дипломата, работавшего в Гаване. О том, что он проходит лечение в связи с нарушением слуха, сообщила в пятницу официальный представитель МИД Канады Брианна Максвелл. Кстати, американцы буквально на следующий день после своего сенсационного заявления, видимо, поняв его нелепость, подкорректировали свои выводы о причастности Кубы к этой «слуховой истории», сказали, что «на текущем этапе они еще не могут обвинять какое-то лицо или страну». При этом CNN сообщило, что на Кубу уже отправлены агенты ФБР для расследования инцидента.

#США #Куба #дипломатия

Комментарии