Профессор Эмека Нкенке: мастерство хирурга важнее передовых технологий

Петербургскую больницу № 15 на Авангардной посетил профессор Эмека Нкенке - директор клиники челюстно-лицевой и пластической хирургии Венского медицинского университета.

Профессор Эмека Нкенке: мастерство хирурга важнее передовых технологий  | Визитом в петербургскую больницу профессор Нкенке, похоже, остался доволен. ФОТО АВТОРА

Визитом в петербургскую больницу профессор Нкенке, похоже, остался доволен. ФОТО АВТОРА

Профессор наблюдал за операцией, которую проводил руководитель отделения челюстно-лицевой хирургии Гурам Маградзе.

- Пациент тяжелый, - поясняет зам. главного врача по развитию больницы Павел Солтан. - Молодой человек, у него так называемая волчья пасть, дефект развития верхней челюсти. Точнее, три дефекта: костный, мышечный и кожный.

Пациенту ставили аппарат-дистрактор - как поясняют врачи, он работает по принципу аппарата Илизарова, но для челюсти. Конструкцию создавали с помощью 3D-моделирования, под конкретного пациента, конкретный прикус.

- У таких пациентов очень сложная анатомия из-за врожденной аномалии костной структуры, - говорит Гурам Маградзе. - Важно правильно установить конструкцию, чтобы был прогнозируемый результат. Я устанавливал, профессор наблюдал за работой.

Для профессора Нкенке самые трудные операции - именно пациенты с дефектом развития верхней челюсти - «волчья пасть» и расщелиной губы - «заячья губа».

- Тут и функциональная сторона важна, и эстетическая, - комментировал нам австрийский эксперт. - И в полной мере исправить этот дефект в детском возрасте невозможно. Сформировать нормальную челюсть, форму носа, облегчить возможность говорить - все это требует как минимум трех операций в разном возрасте.

И если уж говорить вообще о сложнейшей операции в его жизни, то Эмека Нкенке вспоминает совсем недавнюю, ради которой его вызывали в другую страну: женщина 60 с лишним лет, злокачественная опухоль «съела» часть челюсти - надо было пересаживать фрагмент из лопаточной кости. В общей сложности весь процесс занял сутки.

Как говорит руководство клиники, приезд профессора Нкенке - уникальная история: «Можно сказать, что в больницу на Авангардной приехал человек, чьей консультации ждут многие европейские клиники. Он один из ведущих специалистов в Европе по реконструктивной челюстно-лицевой хирургии, и это большая заслуга Гурама Нодаровича, потому что он, как специалист, оказался интересен профессору».

Впрочем, визит австрийского хирурга здесь понимают не как менторство, а как обмен опытом:

- В австрийской университетской клинике на очень высоком уровне внедрено виртуальное планирование - компьютерное моделирование, - поясняет Гурам Маградзе. - У нас тоже есть специальная программа для этого моделирования, но мы еще в начале пути.

Коллеги добавляют: «Есть разница в технологиях, в предоперационной тактике ведения пациента. У них не хирургия более продвинутая - у них более продвинутые технологии.

Вообще же европейская и американская медицина отличается от российской в основном тем, что там «на каждый чих» есть стандарт. Болит левая ноздря - делай то-то с помощью такого-то оборудования. У наших хирургов тоже есть протоколы, согласно которым они выбирают тактику лечения, но они не такие жесткие, как в Европе и США.

Поэтому в России получаются выдающиеся операции: у нас хирурги решаются на то, от чего в Европе могут и отказаться, поскольку протокол не позволяет. Было бы у наших специалистов такое оборудование, которым располагают в австрийском медицинском университете, мы, возможно, тоже могли бы чему-то научить австрийских коллег».

Профессора Нкенке, однако, все равно удалось удивить:

- У вас пациенты приходят уже с очень высококачественной диагностикой. Практически у каждого есть результаты компьютерной томографии и МРТ. У нас такое встречается гораздо реже.

В Европе, подтверждают наши врачи, чтобы сделать КТ или МРТ, надо ждать полтора-два месяца, и если у нас МРТ стоит 100 долларов, то, например, в США - 2,5 тысячи. «Это довольно забавно, учитывая, что эти аппараты производятся в Америке», - смеется доктор Нкенке.

Мы поинтересовались у профессора, что ему самому кажется важнее: мастерство хирурга или развитие технологий. Ответил:

- Опыт. Нужны годы, чтобы выработалось понимание, иногда интуитивное, что нужно пациенту - необходима ли операция или можно обойтись более легкими процедурами, а если нужна хирургия, то какая именно. И уже во вторую очередь важно оборудование, которое позволяет облегчить работу хирурга. Конечно, есть стандарт, регламентирующий действия врача, но каждые два года появляются новые инструменты, а прежние будто выходят из моды - пожалуй, это действительно можно сравнить с модой. Так что если выбирать - опыт или высокие технологии, я выберу опыт.

...Два месяца назад в больнице № 15 сменилось управление. И новое руководство делает особую ставку как раз на развитие службы челюстно-лицевой хирургии. Концепция развития будет представлена в комитет по здравоохранению, и, как говорит руководство, «мы должны доказать, что наши предложения улучшат работу больницы в плане оказания качественной помощи».

Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «Опыт важнее технологий».

#больница #профессор #встреча #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6213) от 14.06.2018.


Комментарии