Массы на стометровке

Новость о том, что Смольный думает убрать подальше от метро всю нестационарную торговлю, отодвинув минимальную границу размещения киосков от вестибюлей станций (а сегодня это 50 метров) еще на столько же, привела немалую часть петербургского малого бизнеса в ужас. В пояснительной записке к проекту изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга № 1045 от 27 сентября 2012 цель была указана обтекаемо: для «обеспечения требований антитеррористической защищенности станций и безопасного прохода больших масс людей». Новые правила планировали распространить даже на киоски с цветами, печатной продукцией и театральные кассы, на которые раньше 50-метровый запрет не распространялся.

Массы на стометровке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


По мнению специалистов комитета имущественных отношений (КИО), выдвинувшего этот проект, поправки должны перенести подальше от дверей подземки не более 300 торговых павильонов, отчего жизнь петербуржцев станет только комфортнее и безопаснее. К тому же, уверены там, новый порядок не потребует дополнительных бюджетных средств. В пояснительной записке имеются и слова про «невысокую степень социальной значимости проекта». Очевидно, чиновники считают предложенные перемены сущей мелочью.

У бизнеса и чиновников смежных комитетов мнение иное: нововведение закроет больше тысячи торговых объектов, без работы могут остаться тысячи человек. Да и бюджету ограничение принесет существенные убытки в виде выпадающих арендных платежей и НДФЛ. Прибавим к этому трудноисчисляемый ущерб от уничтожения конкуренции и недоверия к власти, посеянного в среде малого и микробизнеса (самого, заметим, массового из всех категорий), и увидим, что идея далеко не так безобидна экономически и социально, как ее пытаются представить чиновники.

Обо всем этом говорили на пресс-конференции, посвященной «стометровому проекту». На нее помимо журналистов пришли и сами предприниматели. Расклад сил и мнений стал понятен уже после оглашения списка тех спикеров, что были заявлены, но не явились на встречу с прессой и малым бизнесом. Не пришли: зам. председателя комитета имущественных отношений Петербурга Татьяна Тихомирова, председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Богданов и начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства Павел Червяков. Как пояснили организаторы пресс-конференции, КИО отказался от участия в ней письмом, КЗиП устно, аргументировав это тем, что «вопрос находится в стадии обсуждения».

А жаль. Потому что собравшиеся на пресс-конференции не столько приводили свои аргументы, сколько задавали вопросы, пытаясь понять логику готовящегося решения. Но вопросы эти, как можно догадаться, остались без ответа.

«Угроза терроризма, исходящая от нестационарных торговых объектов, выглядит по меньшей мере нелепо и надуманно: за всю их историю ни один теракт не был связан с ларьками и павильонами, - говорит председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. - Достаточно минимальных знаний по ОБЖ и обычного здравого смысла, чтобы понять: террорист постарается заложить свою бомбу в местах большого скопления народа, а это не ларьки. И телефонные террористы «минируют» не киоски, а крупные ТЦ».

Если торговля ближе ста метров от входа на станцию опасна для пассажиров, то почему это касается только временных нестационарных объектов и не касается капитальных, удивляются предприниматели. Они требуют уравнять те и другие «в правах», напоминая, что в Петербурге немало станций метро сами находятся в торговых центрах. Почему ларек в 90 метрах от входа опасен, а торговля, находящаяся прямо над станцией, ничему не угрожает? Или автомобили, припаркованные неподалеку?

«У меня есть объект на Московском проспекте у РНБ, - говорит Юрий Жорно, гендиректор ООО «Ковчег». - До него от входа в подземку 86 метров, то есть его нужно убрать. Но как он может быть опасен - за десятью-то полосами дороги? Я уверен, что даже 50-метровая зона избыточна. Вы считаете, что нужна сотня? Так обоснуйте как-нибудь!» Не надеясь дождаться этого от чиновников, Жорно призвал бизнес самому скинуться на профессиональные экспертизы. Обратиться к взрывотехникам - в три - пять уважаемых организаций (например, к военным), проанализировать СНИПы, ПЗЗ, заказать оценку транспортной безопасности...».

«Он также уверен, что легальный, подконтрольный власти бизнес - это, напротив, дополнительный фактор безопасности, а не наоборот: «Когда после апрельского теракта нас обязали установить на наших объектах видеокамеры, наши записи стали основой для раскрытия полицией разных мелких преступлений - хулиганства, краж и лохотронов. Это же понятно: брошенный пустой подземный переход куда более опасен, нежели тот, где работают киоски».

- Об этом проекте мы узнали из газет, - сообщил собравшимся председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. - Его инициаторы ссылаются на опыт Москвы. Я звонил в столицу: там, как оказалось, киоски с мороженым, цветами и прессой не то что в сотне - иногда и в пяти метрах от метро стоят, потому что это удобно москвичам. Возможно, нам нужно что-то упорядочить - например, оставить по два павильона с цветами и прессой у метро, а не по пять, как сейчас. Но понятно, что отнести их так далеко или вовсе убрать - это будет неудобно в первую очередь для петербуржцев. Мы не согласовали проект, поскольку пока не понимаем, где те основания и расчеты, на основе которых он возник. Пока мы направили его на оценку регулирующего воздействия.

Эльгиз Качаев признает: подобные решения сначала должны обсуждаться и с депутатским корпусом, и с общественными организациями. И хотя права вето на готовящееся правительственное решение у комитетов-«согласователей» нет (оно вступит в силу после подписания губернатором), председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка не теряет оптимизма.

- Дайте нам время, чтобы комитеты могли над этим проектом поработать и, главное, сумели донести все «за» и «против» в подробностях до губернатора, - попросил участников конференции Эльгиз Качаев.

Его оптимизм оказался небезосновательным: вечером 9 октября пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов сообщил в своем «Твиттере»: Георгий Полтавченко поручил имущественному блоку Смольного сделать исключение для продавцов прессы, цветов и театрально-концертных билетов, готовя постановление о запрете торговли в 100-метровой зоне вокруг станций метро.

Для продавцов этого ассортимента и нас, покупателей, конечно, существенное облегчение. Но не меняющее, однако, ситуации по сути. Ведь для горожан возможность купить что-то нужное на бегу после работы, не заезжая в супермаркет и не выстаивая в очередях у касс, это, безусловно, - удобство. Кого больше всего порадует исчезновение этих самых некогда законно установленных нестационарных объектов торговли? Гадать не приходится: тех, кто и не думал выполнять какие-то правила и требования власти. Несанкционированная торговля в Петербурге - настоящая гидра тысячеголовая, которой, в общем-то, никто особо и не пытается всерьез головы рубить. В данном случае речь даже не про бабушек, продающих морковку с ящика у метро, а про тысячи палаток, автолавок, столов и прилавков по всему городу, и особенно у метро (некоторые эксперты полагают, что оборот легальной торговли в северной и культурной столице РФ уже сравнялся с нелегальным). Совершенно очевидно: прежде чем разгонять законопослушных коммерсантов, не худо было бы управиться с нелегалами...

- Все сегодня понимают: на месте отодвинутых постановлением нестационарных объектов моментально появятся палатки, тележки и непонятные шалманы со всеми сопутствующими «прелестями» - горами мусора и бесконтрольностью, то есть как раз таки с повышенной опасностью», - уверен председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. Юрий Жорно тут же иллюстрирует тезис коллеги реальными картинками безобразной «околоподземной торговли», развернувшейся на фундаменте снесенного ранее симпатичного павильона...

При этом сам Жорно считает главным выгодоприобретателем «стометрового запрета» не «дикую» розницу, а крупные сети:

- Мы видим наступление на малый бизнес сразу по нескольким направлениям, - говорит он. - Сейчас борьбой с терроризмом чиновники, похоже, прикрывают какие-то иные мотивы: их задача - уничтожить попутную торговлю. По официальным данным, у нас в городе сети занимают более 80% рынка, но им все мало покупателей, и зачистка Петербурга в их интересах продолжается.

Ложку меда в бочку дегтя под занавес бурной и нервной встречи предпринимателей, чиновников, общественников и прессы добавил председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков: «Из положительного я вижу, что за неделю произошла резкая внутренняя самоорганизация предпринимателей перед лицом общей беды. Несмотря на то что все собравшиеся в этом зале являются конкурентами и, как правило, не любят даже встречаться друг с другом, сегодня они готовы действовать сообща, отстаивая свой бизнес. Я надеюсь, что нас услышат, и властью будет выработано соломоново решение», - сказал он.

Предприниматели подготовили письмо в правительство Петербурга, а также условились провести в конце октября расширенную конференцию, чтобы получить от Смольного четкие и, главное, аргументированные ответы на свои вопросы.

#малый бизнес #ограничения #правила

Комментарии