Последние пару лет малый бизнес в России не испытывает излишнего давления со стороны надзорных органов

Этому способствует мораторий на проведение проверок, действие которого продлено на нынешний год. Заметно снизился индекс административного давления на бизнес и в Северной столице. По этому показателю она поднялась в минувшем году на 59 позиций, оказавшись на 11‑м месте в РФ. Такие данные привел на днях Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга. Отчасти поэтому, считает он, малых и средних предприятий (МСП) в нашем городе становится больше.

Последние пару лет малый бизнес в России не испытывает излишнего давления со стороны надзорных органов | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Статистика такова: по итогам прошлого года число петербуржцев, работающих на МСП, выросло на 147,2 тыс. человек (плюс 7,7 %), превысив двухмиллионную планку. По темпам их прироста Северная столица вошла в тройку регионов-лидеров нашей страны, уступив только Моск­ве и Подмосковью. В Петербурге стало 366,5 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса — больше, чем год назад. А объем их годовой выручки поднялся до 134 млрд руб­лей.

За тот же период по разным причинам прекратили свою деятельность менее 7 % индивидуальных предпринимателей, входящих в МСП, и юридических лиц. Это самый низкий показатель за последние четыре года, говорят чиновники. А ведь речь идет о производстве, пусть даже некрупном, оптовой и розничной торговле, сфере услуг. Словом, о бизнесе, который кормит более 2 млн петербуржцев, открывает новые рабочие места и платит налоги.

Чтобы помочь ему выжить и развиваться в новых непростых условиях, федеральная власть расширила меры поддержки. А в марте 2020‑го ввела по просьбам предпринимателей упомянутый мораторий. Нетрудно представить, как это отразилось на деятельнос­ти малого и среднего бизнеса.

Присматривающие за ним ведомства следовали раньше принципу «доверяй, но проверяй». Каждый такой визит отрывал деловых людей от работы, заставлял их готовить кучу бумаг и в результате надолго выбивал из колеи. Да еще, как правило, без всяких на то оснований. Такие проверки сведены теперь к минимуму. И предприятиям стало куда легче дышать.

Некоторые не в меру ретивые исполнители, правда, пытаются обойти запрет. Александр Чангли, член совета городской Адвокатской палаты и сопредседатель петербургского центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», с этим сталкивается. Такие перегибы на местах, по его выражению, вызывают ответную реакцию этого центра. А также аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей и городской прокуратуры. Благодаря их взаимодействию в Северной столице удается уберечь многих бизнесменов от неправомерного давления. Если, конечно, они в эти двери стучатся. Но далеко не все предприниматели решают обратиться за помощью в прокуратуру и сообщить, например, о незаконных проверках. Хотя каналов коммуникаций с ней становится больше, отмечает Илья Данилин, начальник профильного отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.

По его словам, число бизнес-проверок опустилось в нашем регионе до самой низкой отметки за последние двадцать лет. Это касается как плановых посещений (где выборочный контроль все же необходим), так и внеплановых. Львиную долю таких запросов, поступающих от всевозможных структур на согласование, городская прокуратура отклоняет, говорит Данилин. Она же выявляет факты нарушения моратория и принимает меры. За последние два года были отменены результаты более 30 тыс. проверок и 150 правовых актов контрольно-надзорных органов (включая незаконные штрафы и предписания) в отношении петербургских МСП. После вмешательства служителей Фемиды была также погашена задолженность предпринимателям, не получившим деньги по итогам выполнения госзаказа, на общую сумму 125 млн рублей.

Да, бизнесмены зачастую раздумывают, обращаться им за помощью, случись что, или не стоит. Но доверие к организациям, стоящим на страже их интересов, растет, полагает Сергей Цыбуков, вице-президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Особенно если дело касается важных проблем.

Чтобы предотвратить нештатную ситуацию, например, предприниматели уже сами приглашают к себе работников МЧС, чего раньше не было. Есть и другие примеры, подтверждающие, что связи бизнесменов с такими структурами и органами власти крепнут. Данные этой ассоциации, в которую входит несколько десятков больших и малых предприятий, говорят сами за себя.

Однако механизмов их поддержки в условиях дорожающих кредитов, коммунальных услуг, материалов и при повышении налоговой нагрузки на бизнес не хватает, считают эксперты. МСП не брошен на произвол судьбы, но справиться с текущими задачами при дефиците финансовых ресурсов и нехватке квалифицированных кадров ему непросто. Скажем, при переходе на отечественные материалы и технологии взамен импортных или выходе на новые рынки сбыта…

Тем не менее деловая активность малого и среднего бизнеса увеличивается. По сведениям Пет­ростата, растут инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли и другие ключевые показатели. А уход с рынка зарубежных производителей открыл для ряда предприятий новые возможности.

Однако статистика — нельзя не признать — растет и за счет повышения стоимости услуг для потребителя. Подводных камней в деятельности МСП еще немало. Владимир Меньшиков, председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга и член общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе города, этого не скрывает. Оттого‑то часть бизнесменов меняют свой статус, пополняя армию самозанятых, число которых в Северной столице увеличилось по итогам минувшего года на 41 %, перевалив за 608 тыс. человек.

Малый бизнес быстрее адаптируется к внешним условиям, чем крупный, жизнь это показала. В Петербурге появляются новые бизнес-проекты в торговом секторе, индустрии гостеприимства, общепите, добавляет эксперт. Но и отношение к «малышам», например, ресурсоснабжающих организаций вызывает вопросы. Имеются в виду затянутые (до полутора лет) сроки присоединения к сетям водоснабжения и непомерно высокая для МСП плата за подключение к электроэнергии.

Обеспечивая государственную гарантию, аппарат омбудсмена Валерия Калугина, по его словам, пытается решать проблемы на региональном и федеральном уровнях. Так, чтобы постепенно, а не резко повышать налоговую нагрузку на бизнес, исходя из новой кадастровой стоимости недвижимости, петербуржцы направили свои предложения в Госдуму РФ. И эти резоны были приняты во внимание.


#бизнес #предприятия #ограничения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7611) от 27.02.2024 под заголовком «Второе дыхание малого бизнеса».


Комментарии