Куда нести сор из избы?

Смольный перестал настаивать на строительстве мусороперерабатывающего завода у Волхонского шоссе. Идет ликвидация опасного наследия на полигонах «Новоселки» и «Красный Бор». Вот-вот исчезнет крупная свалка на Канонерском острове... А объединяет эти события одно: все они - следствие выступления горожан.

 Куда нести сор из избы? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Во всяком случае таково мнение участников состоявшегося на площадке медиа-гайд-парка «С правой ноги» публичного обсуждения этих проблем. Так почему же чиновники и «простые» жители, имея общие цели, не стали союзниками? В этом и пытались разобраться приглашенные на дебаты эксперты и активисты-экологи.

Ситуация вокруг строительства «волхонского» завода по переработке мусора сложилась и впрямь острая. Смольный дважды пытался запустить такой пробный шар, в 2013 году и нынче, и оба раза жители Красносельского района говорили этим планам «нет», отстаивая свое право на экологически чистую окружающую среду. Сначала звонили в колокола и устраивали пикеты отдельные энергичные горожане. Затем брожение охватывало массы, и волна социального негодования смывала подобные проекты.

Но почему, может, рациональное зерно в них все же имелось? Ведь сор из избы, в буквальном смысле, пора выносить более цивилизованным способом, чем сегодня: большая часть тех 2 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО), которые образуются ежегодно, наш город, как и раньше, вывозит на полигоны и захоранивает. А жители сопротивляются при этом едва ли всем попыткам что-нибудь кардинально изменить.

Вадим Кажуро, представляющий инициативную группу «Нет заводу на Волхонке», считает, что тому две причины: информационный вакуум и неверие людей в возможность применения экологически безвредных технологий. Достоверных сведений у горожан нет, а Смольный, говорит Кажуро, не стремится открыто разбираться в том, что всех по-настоящему волнует. И получается, что даже благие начинания воспринимаются как атака на общественные интересы, плод «подковерных» соглашений, и власть каждый раз «теряет лицо» вместо того, чтобы укреплять свою репутацию.

Но это лишь часть проблемы, которая прямо касается Ленобласти, поскольку мегаполис везет свой бытовой и строительный мусор в соседний регион. На самом деле вопросов возникает тут множество, и некоторые из них, наиболее острые, на публичном диспуте были озвучены. Например, как власть будет выбирать регионального оператора (гласно или иначе), которому с 2018 года предстоит управлять в Петербурге системой обращения с отходами?

Почему так трудно найти инвестора под «мусорные» проекты, в которых нуждается город? И как помочь предприятиям, работающим на вторичном сырье, дабы развивать практику раздельного сбора? Что предстоит сделать, чтобы вывозом, обезвреживанием и переработкой ТБО занимались больше не крупные структуры, порой навязывающие городу невыгодные для него условия, а малые и средние компании? И как воздействовать на торговые сети и рестораторов, вываливающих испорченные продукты в дворовые мусорные контейнеры?

У городского правительства, наверное, есть понимание, в каком направлении двигаться дальше: сжигать мусор или сортировать и перерабатывать. Но делиться своими планами оно не спешит, прозвучало на площадке медиа-гайд-парка. А нужна внятная, доступная петербуржцам концепция реформирования системы обращения с ТБО, полагает кандидат технических наук эксперт Екатерина Озерова, принявшая участие в дискуссии. По ее мнению, территориальные «мусорные» схемы Петербург и Ленобласть должны разрабатывать сообща, а не отдельно. Кроме того, хорошо бы решить, что же в конечном итоге северная столица будет возить на полигоны: «сырые» или отсортированные и обезвреженные отходы?

Ставить мощные мусоросортировочные комплексы в черте города запрещено, а в Ленобласти около полигонов они могут возникнуть и где-то уже есть, рассуждает эксперт. Но возить содержимое коммунальных баков на большие расстояния, за полста километров и больше, сжигая бензин, и нерационально, и экологически вредно. А значит, нужно добиваться разрешения строить в каждом районе города компактные установки, используя передовые технологии. То есть идти по дороге, проторенной странами, где перерабатывается 95% бытовых отходов и больше. Здесь волей-неволей придется заняться раздельным сбором основательно, побуждая к этому управляющие компании, предприятия и самих жителей.

Каким образом? Путем экологической пропаганды и умелым сочетанием штрафов и экономических стимулов (метод кнута и пряника). В любом случае, резюмировали участники встречи, все зависит от доброй воли региональных властей. А в том, что назрела пора в этой сфере что-то серьезно менять, нет никаких сомнений.

Пока же одни петербуржцы, живущие на окраине города, продолжают яростно отбиваться от подобных проектов. А другие со страхом ждут, что у них прямо за окнами могут появиться такие же предприятия и потребуется самим вести оборону.

#экология #свалки #горожане

Комментарии