Поездку на блокадном трамвае предлагает «Маршрут памяти»

Сегодня - 77 лет с того дня, когда в блокадном Ленинграде возобновилось трамвайное движение. На пять временных маршрутов вышло более 100 поездов. Это был настоящий праздник для непокоренного города, предвестие победы.

Поездку на блокадном трамвае предлагает «Маршрут памяти» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В память этой знаковой даты проект «Открытый город» (совместное детище СПб отделения ВООПИиК и КГИОП) организовал акцию «Маршрут памяти». Три дня, с 14 по 16 апреля, те, кто записался на интернет-страничке «Открытого города», могут попасть на легендарную блокадную подстанцию на Фонтанке, 3, за которую так долго боролись градозащитники и которой теперь наконец ничего не угрожает. Расположенный рядом цирк взял это здание под свое крыло, в нем силами Музея цирка и энтузиастов, занимающихся блокадной историей, устроена временная экспозиция.

«Маршрут памяти» продолжила интерактивная экскурсия на трамвае типа МС («моторный стальной») - именно такие ходили в Ленинграде и во время блокады. Старт - с Инженерной улицы у цирка.

- Трамвай, восстановленный в музее «Горэлектротранса», в своей основе подлинный, построенный в начале 1930-х годов и переживший войну, - пояснил экскурсовод - сотрудник Эрмитажа, энтузиаст истории трамвайного движения Виктор Туралин.

По современным меркам, старый трамвай, конечно, не самый комфортный транспорт: в нем узко, тесно, трясет... Но какой же он добрый и родной для тех, кто помнит его с детства...

С грохотом и скрежетом, шумом моторного двигателя и шипением тормозов, рыча на поворотах, трамвай, сопровождаемый удивленными взглядами прохожих и автолюбителей, прошел двумя маршрутами, действовавшими во время блокады: как «девятка» в сторону Финляндского вокзала и как «тройка» - с Петроградской стороны на Садовую улицу.

На углу улиц Чапаева и Большой Монетной жутко завыла сирена воздушной тревоги, трамвай резко дернулся и остановился. «Товарищи, без паники! Организованно покидаем вагон. Все - в ближайшее бомбоубежище», - скомандовал командир Красной армии, сопровождавший пассажиров-экскурсантов. Разумеется, участник военно-исторического клуба...

На память каждый участник поездки на ретротрамвае получил копию трамвайного билета блокадной поры (ценой 15 копеек). Оригинал был найден два года назад при реставрации одного из залов Эрмитажа - среди документов 1942 года.

Читайте также о том, что петербуржцы несут в Президентскую библиотеку блокадные дневники и письма.

#трамвай #блокада #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (6421) от 15.04.2019 под заголовком «Железный и родной».


Комментарии