Марш в честь фронтового трамвая: 15 апреля в петербургском «Горэлектротрансе» отмечают ежегодный праздник

В этот день в 1942 году после трехмесячной остановки в первую блокадную зиму в Ленинграде снова поехали пассажирские трамваи. Для ленинградцев те апрельские трамвайные звонки стали «далеким звоном колоколов Победы», а для фашистских захватчиков — настоящим ударом: они осознали, что город выстоял, что он жив. Об этом участникам торжественной программы, проходившей 11 апреля у мемориала блокадному трамваю, напомнил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин.

Марш в честь фронтового трамвая: 15 апреля в петербургском «Горэлектротрансе» отмечают ежегодный праздник | ФОТО предоставлено пресс-службой ГЭТ

ФОТО предоставлено пресс-службой ГЭТ

Этот памятник не из камня и бронзы. Он и сейчас как живой, кажется — вот-вот даст звонок и отправится в свой трудный фронтовой путь. Трамвай военной поры установлен у последнего рубежа обороны города — на проспекте Стачек, при въезде в Трамвайный парк № 8. Он напоминает нам о подвиге ленинградских трамвайщиков и истории Стрельнинской трамвайной линии, перерезанной в 1941 году линией фронта.

Это в наши дни блокадный МС-2 стал памятником — символом живого Ленинграда, а в военные годы он и был самой жизнью…

Именно с трамвайного звонка и началась торжественно-памятная акция по случаю 82‑й годовщины возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде, организованная ГЭТ при поддержке администрации Кировского района, центра культуры и досуга «Кировец» и Музея Оранэлы. В честь фронтового трамвая прозвучали марши в исполнении военного оркестра штаба Ленинградского военного округа. К его колесам (точнее — к сцепке-парнику) дети и взрослые возложили цветы.

Трамвай3_Юш-И.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой ГЭТ


А подробнее военную историю Стрельнинской линии гости праздника узнавали уже в пути — в специальном музыкально-экскурсионном рейсе, выполненном в этот день трамваем 8‑го парка «Витязь-Ленинград». Школьников и ветеранов в рейсе сопровождали военные музыканты, исполнявшие фронтовые песни. А экскурсовод Музея Оранэлы Дмитрий Дорофеев провел интереснейшую экскурсию по маршруту.

Петергофское шоссе было перекрыто фашистскими танками уже 15 сентября 1941‑го. Через два дня немцы заняли Стрельну и Урицк (современный микрорайон между ст. Лигово и Петергофским шоссе). Тогда из трамвайных вагонов парка были выстроены баррикады — десять вагонов набили мешками с камнями и песком и перегородили пути. На самой линии остались замершими около 30 вагонов. Парк закрыли, расформировали, подвижной состав передали в другие трампарки. Однако через участок, который остался на территории блокадного Ленинграда, везли на фронт боеприпасы, продовольствие, обратно по нему эвакуировали раненых. Проспект Стачек подвергался жестоким обстрелам. За время войны на расформированный трамвайный парк было сброшено две авиабомбы и около тысячи артиллерийских снарядов.

Весной 1943 года между Нарв­скими воротами и Кировским заводом заработало трамвайное движение. В декабре 1944‑го трамваи начали ходить до Кировского кольца (Комсомольская площадь), в мае 1945-го — до трамвайного парка на пр. Стачек.

Восстанавливать сильно разрушенную Стрельнинскую линию начали только в 1949 году. В ноябре 1951‑го было открыто движение до Сосновой Поляны, а в 1953‑м — до Стрельны. Трамвайный парк имени Котлякова (ныне — № 8) вновь открылся только в феврале 1958‑го…

За время блокады погибли больше трех тысяч сотрудников трамвайных парков Ленинграда.


#трамвай #блокада #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7644) от 15.04.2024 под заголовком «Марш в честь фронтового трамвая».


Комментарии