Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

«Пришельцем из совсем другого мира» назвал этот полутораэтажный утонченный особняк в окружении нависающих над ним многоэтажных доходных домов историк архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский. Свой нынешний облик здание получило в 1913 - 1914 годах, когда архитектор Андрей Андреевич Оль перестроил его в духе популярного тогда неоклассицизма для одного из самых состоятельных представителей столичного делового мира - Тараса Васильевича Белозерского.

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской | Одно из лучших произведений петербургской неоклассики. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одно из лучших произведений петербургской неоклассики. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В рамках нашей постоянной рубрики «Прогулки по городу» мы изучили петербургские фонари в контексте истории города, рассказали о месте жительства актера Павла Луспекаева на Торжковской улице и рассмотрели поближе памятник Саше Кондратьеву и необычный особняк на Суворовском проспекте.

Когда Белозерский в 1913 году купил участок на тогдашней Большой Дворянской улице, здесь находился невысокий дом-особняк в русском стиле, построенный еще в 1874 году архитектором А. А. Парландом - тем самым, который впоследствии возведет храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II.

Новый домовладелец не пожелал сносить прежнюю постройку, и А. А. Оль вынужден был решать непростую задачу - создать современный презентабельный особняк в старых стенах. Как, не надстраивая здание, сделать его заметным, модным, притягивающим восхищенные взгляды? Конечно же - придать ему образ миниатюрного дворца!

Зодчий колебался между барокко времен императрицы Анны Иоанновны и классицизмом в духе итальянца Андреа Палладио. В итоге «победила» палладианская вилла, и сейчас, проходя мимо особняка Белозерского, мы можем грезить гостеприимным Павловском, воскрешая в памяти белоснежный портик под приземистым куполом, отражающийся в водах тихой речки Славянки...

Если уличный фасад особняка выполнен в соответствии со строгой классицистической симметрией, то дворовый раскрывается в небольшой сад свободной живописной асимметрией. По высокой массивной лестнице из сада можно подняться на террасу, а оттуда войти под своды столовой, скрывающейся за большими полуциркульными окнами. Здесь царили уют и нега, в летние дни создаваемые журчанием фонтана в мраморной чаше, а зимой - треском поленьев в высоком камине, напоминающем камины средневековых рыцарских замков.

На камине - дворянский герб владельца Тараса Васильевича Белозерского: девять лазоревых рыб, плывущих в три ряда, над ними - тесак (большой боевой нож). Над геральдическим щитом - грозный малороссийский казак с саблей в руке. Хозяин особняка принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему от полкового хорунжего времен Екатерины II.

Его отец Василий Михайлович Белозерский был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства - тайной политической организации, нацеленной на создание союза славянских демократических республик с центром в Киеве; значительную роль в ней играл Тарас Шевченко.

Мать владельца особняка Надежда Александровна Белозерская - переводчица, педагог (принимала участие в создании Высших женских курсов), журналист и писатель. Введенная мужем в петербургское украинское общество, она стала литературным секретарем терявшего зрение Николая Костомарова, увлеклась русской историей, занималась историческими исследованиями. Среди ее работ - «Происхождение Екатерины I», «Один из предков Пушкина», «Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII столетия».

Тарас Белозерский, вероятно, получивший имя в честь автора «Кобзаря», работал штатным врачом Обуховской больницы для бедных, защитил докторскую диссертацию по медицине, имел собственную врачебную практику. Однако со временем он отказался от медицинской карьеры в пользу бизнеса: в 1910-е годы входил в правления пятнадцати столичных нефтедобывающих компаний; еще девять должностей занимал в фирмах, правления которых располагались вне Петербурга.

Не чужды были Белозерскому и новые технологии: он был вкладчиком акционерного общества «Биохром», основанного пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. Фирма внедряла изобретения в сфере цветной фотографии, кинематографии и печатного дела. Накануне февральских потрясений 1917 года предприимчивый Белозерский, стремясь получить поддержку государства, подготовил проект участия компании в создании патриотических кинолент, но не успел его осуществить. Он эмигрировал из революционной России и умер во Франции в 1925 году.

Сегодня особняк на улице Куйбышева, 25 занимает детская поликлиника. Посетители имеют возможность пройтись по старинной мраморной лестнице, вписанной в овальный вестибюль; посидеть в бывшей столовой у молчащей беломраморной чаши фонтана; прогуляться в маленьком саду, по аллеям которого некогда ступала нога одного из богатейших дельцов Петербурга...

#история #прогулки #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».