Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

«Пришельцем из совсем другого мира» назвал этот полутораэтажный утонченный особняк в окружении нависающих над ним многоэтажных доходных домов историк архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский. Свой нынешний облик здание получило в 1913 - 1914 годах, когда архитектор Андрей Андреевич Оль перестроил его в духе популярного тогда неоклассицизма для одного из самых состоятельных представителей столичного делового мира - Тараса Васильевича Белозерского.

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской | Одно из лучших произведений петербургской неоклассики. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одно из лучших произведений петербургской неоклассики. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В рамках нашей постоянной рубрики «Прогулки по городу» мы изучили петербургские фонари в контексте истории города, рассказали о месте жительства актера Павла Луспекаева на Торжковской улице и рассмотрели поближе памятник Саше Кондратьеву и необычный особняк на Суворовском проспекте.

Когда Белозерский в 1913 году купил участок на тогдашней Большой Дворянской улице, здесь находился невысокий дом-особняк в русском стиле, построенный еще в 1874 году архитектором А. А. Парландом - тем самым, который впоследствии возведет храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II.

Новый домовладелец не пожелал сносить прежнюю постройку, и А. А. Оль вынужден был решать непростую задачу - создать современный презентабельный особняк в старых стенах. Как, не надстраивая здание, сделать его заметным, модным, притягивающим восхищенные взгляды? Конечно же - придать ему образ миниатюрного дворца!

Зодчий колебался между барокко времен императрицы Анны Иоанновны и классицизмом в духе итальянца Андреа Палладио. В итоге «победила» палладианская вилла, и сейчас, проходя мимо особняка Белозерского, мы можем грезить гостеприимным Павловском, воскрешая в памяти белоснежный портик под приземистым куполом, отражающийся в водах тихой речки Славянки...

Если уличный фасад особняка выполнен в соответствии со строгой классицистической симметрией, то дворовый раскрывается в небольшой сад свободной живописной асимметрией. По высокой массивной лестнице из сада можно подняться на террасу, а оттуда войти под своды столовой, скрывающейся за большими полуциркульными окнами. Здесь царили уют и нега, в летние дни создаваемые журчанием фонтана в мраморной чаше, а зимой - треском поленьев в высоком камине, напоминающем камины средневековых рыцарских замков.

На камине - дворянский герб владельца Тараса Васильевича Белозерского: девять лазоревых рыб, плывущих в три ряда, над ними - тесак (большой боевой нож). Над геральдическим щитом - грозный малороссийский казак с саблей в руке. Хозяин особняка принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему от полкового хорунжего времен Екатерины II.

Его отец Василий Михайлович Белозерский был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства - тайной политической организации, нацеленной на создание союза славянских демократических республик с центром в Киеве; значительную роль в ней играл Тарас Шевченко.

Мать владельца особняка Надежда Александровна Белозерская - переводчица, педагог (принимала участие в создании Высших женских курсов), журналист и писатель. Введенная мужем в петербургское украинское общество, она стала литературным секретарем терявшего зрение Николая Костомарова, увлеклась русской историей, занималась историческими исследованиями. Среди ее работ - «Происхождение Екатерины I», «Один из предков Пушкина», «Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII столетия».

Тарас Белозерский, вероятно, получивший имя в честь автора «Кобзаря», работал штатным врачом Обуховской больницы для бедных, защитил докторскую диссертацию по медицине, имел собственную врачебную практику. Однако со временем он отказался от медицинской карьеры в пользу бизнеса: в 1910-е годы входил в правления пятнадцати столичных нефтедобывающих компаний; еще девять должностей занимал в фирмах, правления которых располагались вне Петербурга.

Не чужды были Белозерскому и новые технологии: он был вкладчиком акционерного общества «Биохром», основанного пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. Фирма внедряла изобретения в сфере цветной фотографии, кинематографии и печатного дела. Накануне февральских потрясений 1917 года предприимчивый Белозерский, стремясь получить поддержку государства, подготовил проект участия компании в создании патриотических кинолент, но не успел его осуществить. Он эмигрировал из революционной России и умер во Франции в 1925 году.

Сегодня особняк на улице Куйбышева, 25 занимает детская поликлиника. Посетители имеют возможность пройтись по старинной мраморной лестнице, вписанной в овальный вестибюль; посидеть в бывшей столовой у молчащей беломраморной чаши фонтана; прогуляться в маленьком саду, по аллеям которого некогда ступала нога одного из богатейших дельцов Петербурга...

#история #прогулки #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018.


Комментарии