Прогулки по городу. Фонари Петербурга: модные и практичные

Разглядывая старые фотографии нашего города, непременно обращаешь внимание на уличные фонари. И вот что интересно: фонари и столбы, на которых они были укреплены, иногда были не только яркими произведениями искусства, но еще и в разных частях города весьма отличались друг от друга. Объясняется это просто: до революции устройство освещения в столице находилось в руках различных предпринимателей. Каждый исходил из своих возможностей и представления о прекрасном.

Прогулки по городу. Фонари Петербурга: модные и практичные | Именно такие фонарные столбы, запечатленные на Греческом проспекте на снимке 1930-х годов, Лев Успенский сравнивал с Эйфелевой башней. ФОТО из Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Именно такие фонарные столбы, запечатленные на Греческом проспекте на снимке 1930-х годов, Лев Успенский сравнивал с Эйфелевой башней. ФОТО из Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Писатель Лев Успенский вспоминал: «Уже тогда, в раннем моем детстве, в десятых годах века, был в городе и электрический свет. Эти фонари были очень разными: вокруг Таврического сада, вдоль Потемкинской, вдоль Таврической, вдоль Тверской свет давали невысокие простые светильники на столбах из гнутых железных труб: над яблоками их ламп были укреплены плоские белые тарелки отражателей.

Тут же рядом, на Малой Итальянской [совр. ул. Жуковского], на Греческом, высились высоченные фонари-столбы, напоминавшие Эйфелеву башню в миниатюре. Они несли на себе огромные призматические стеклянные коробки, и какое именно устройство пылало в этих коробках - не могу уж сейчас сказать точно. В ранней юности кто-то уверял меня, что эти мощные решетчатые конструкции остались тут от тех времен, когда они поддерживали на своих вершинах еще первые свечи Яблочкова, как в Париже. Так это или не так, судить не берусь, но эти «башни», с сильными источниками электрического света наверху, доторжествовали в тех улицах чуть ли не до самой Революции».

В течение всей второй половины XIX века городская дума Петербурга искала пути к наиболее выгодному для города способу освещения улиц. В разные годы и в разных частях города в фонарях горели конопляное масло, газ, спирт, керосин. В 1879 году на Дворцовом мосту и на Александринской площади, вокруг памятника Екатерине II, проводили первые опыты электрического освещения по способу Яблочкова. Результатом стало решение городской думы осветить электричеством новый мост Александра II (Литейный), что и было исполнено в мае 1879 года товариществом «Яблочков и Кo».

По расчетам, дело представлялось очень выгодным и для города, и для предпринимателей. В 1884-м осветили Невский проспект от Большой Морской до Аничкова моста. Затем поспешили заменить газ электричеством на Вознесенском и Измайловском проспектах и на части левого берега Фонтанки, потому что высочайшие особы для проезда к Балтийскому и Варшавскому вокзалам обычно использовали именно этот путь.

В последующие годы среди предпринимателей, желавших получить выгодный подряд на устройство электрического освещения улиц и домов столицы, возникла конкуренция, что давало возможность заключать договоры с ними на очень выгодных для города условиях.

Одним из очень сильных «игроков» было тогда общество «Гуэ и Шмацер», которое позднее стало называться Бельгийским анонимным обществом электрического освещения С.-Петербурга. Его трубы до сих пор можно видеть на набережной Фонтанки - там, где от нее начинался Введенский канал (наб. р. Фонтанки, 104).

Конкуренция усилилась, когда в 1896 году в столице появилось кельнское общество «Гелиос». Оно построило свою электростанцию на Новгородской улице и предложило городу ряд существенных уступок, в том числе по части тарифов.

В итоге городское управление заключило договоры на освещение разных районов Петербурга с различными фирмами. Так, общество «Гуэ и Шмацер» получило право заниматься освещением улиц и домов Александро-Невской, Московской и Коломенской частей, где были поставлены невысокие фонари самой простой конструкции. Подобные им сейчас можно встретить в Петропавловской крепости и в Музее фонарей на Одесской улице.

«Гелиос» же получил право освещать Рождественскую часть и некоторые прилегающие к ней улицы Литейной и Александро-Невской частей. Поставку всего необходимого оборудования, по договору, брали на себя предприниматели.

Согласно договору с петербургской управой, «Гелиос», как и его конкуренты, использовал в своих светильниках лампы накаливания и дуговые. Фонарные столбы этой фирмы не случайно запомнились Льву Успенскому неким подобием Эйфелевой башни, возведенной в Париже в 1889 году. Конечно, их рисунок и конструкция были значительно проще, чем у башни, однако несомненно и то, что при создании фонарных столбов для Песков и их окрестностей был учтен парижский опыт.

Столбы фирмы «Гелиос» достояли не только до революции, но некоторые даже и до Великой Отечественной войны. Однако впоследствии они исчезли практически бесследно. Довольно бедное им подражание - фонарные столбы в виде чуть суживающегося кверху металлического каркаса, изготовленные в 1920 - 1930-х годах при расширении трамвайной сети Ленинграда, - еще можно было встретить совсем недавно кое-где на окраинах. Возможно, где-то еще стоят последние из них...

#город #история #освещение #наследие #фонари

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6259) от 17.08.2018 под заголовком «Парижский отблеск на Песках».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».