Прогулки по городу: Торжковская улица, 32

«Я мзду не беру — мне за державу обидно!» — знаменитая реплика таможенника Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни» имеет к этому дому самое непосредственное отношение. Именно здесь жил сыгравший роль Верещагина актер Павел Луспекаев, именно отсюда он уезжал на съемки картины, сделавшей его знаменитым.

Прогулки по городу: Торжковская улица, 32 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В рамках нашей постоянной рубрики «Прогулки по городу» мы рассказывали о доме с кентаврами на улице Ленина, прогулялись по Удельному парку и изучили петербургские фонари в контексте истории города.

Жилой район у Черной речки начал формироваться на рубеже 1950 — 1960-х годов по проекту архитекторов «Ленпроекта» Н. М. Назарова, И. О. Гурьева и В. М. Фромзеля. Здесь впервые в послевоенной градостроительной практике Ленинграда появились микрорайоны. Улицы фронтально застраивали пятиэтажными домами, в промежутках были устроены озелененные дворы.

В то время шел процесс освоения индустриальных форм домостроения: здания стали возводить по стандартным проектам из элементов, изготавливаемых на заводах. Как известно, в обиходе такие постройки называли «хрущевками».

Ленинградские предприятия выпускали разные серии подобных зданий. Район у Черной речки застраивали серией 1-ЛГ-507, разработанной в 1959 году архитекторами «Ленпроекта» Е. А. Левинсоном, Д. С. Гольдгором, Г. И. Александровым и А. В. Шприцем. Название расшифровывалось следующим образом: «1» — спецификация «Жилая постройка», «ЛГ» — «Ленинградская городская», то есть предназначенная именно для нашего города, «507» — порядковый номер в общесоюзной классификации.

Наружные стены домов изготавливали из керамзитобетонных панелей толщиной 40 см. Они были облицованы керамической крошкой всевозможных цветов, но фоновым всегда оставался нежно-кремовый.

Недостатки серии были типичны для всех «хрущевок»: маленькие кухни (6 кв. м), проходные комнаты, низкие потолки (2,5 м), совмещенные санузлы в однокомнатных квартирах.

Дома № 26 и 32 по Торжковской улице, сданные в 1960 году, имели характерную деталь, не свойственную хрущевским пятиэтажкам, — угловые балконы. Подобных домов в Ленинграде построили всего шесть. Впоследствии от такой разновидности серии отказались — в пользу более рациональных балконов по фасадам.

Дом № 32 примечателен тем, что несколько квартир в нем получили в 1960 году артисты Большого драматического театра, в частности, семейные пары: Олег Басилашвили и Татьяна Доронина, Павел Луспекаев и Инна Кириллова.

Известно, что художественный руководитель БДТ Георгий Товстоногов лично добивался квартир для артистов... Северная окраина города, метро тогда не было, до БДТ на трамвае № 2 ехать чуть больше часа. Впрочем, и сам Товстоногов жил неподалеку — на улице Савушкина, 3.

Олег Басилашвили вспоминал, что с Луспекаевым как соседом по дому он общался очень много, а вот на сцене им встречаться почти не приходилось. Но именно Луспекаев помог Олегу Валериановичу стать одним из ведущих актеров БДТ. В спектакле «Три сестры» участвовали и Луспекаев, и Басилашвили, у последнего никак не получалась роль Андрея Прозорова. Однажды вечером, после очередного прогона, между Олегом и Павлом в трамвае, идущем на Торжковскую, состоялся откровенный разговор. Олег Валерианович потом говорил: «Для меня Пашка был не другом, нет, а старшим приятелем, образцом...».

Луспекаев к тому времени уже сыграл свои лучшие роли в БДТ. Театралам он особенно запомнился в образе Нагульнова в «Поднятой целине». А вот сыграть Скалозуба в спектакле «Горе от ума», который уже начали репетировать, не удалось: у Луспекаева обострилась болезнь ног. Сказалось фронтовое ранение. Чтобы избежать худшего, пришлось ампутировать обе стопы.

1 марта 1965 года Луспекаев официально вышел на пенсию по инвалидности и покинул труппу БДТ. «Театр любит сильных и здоровых людей, а на меня рассчитывать нельзя», — написал он Товстоногову. Решение уйти из театра стало для актера очень мучительным, слабым утешением явилось получение почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», присужденного 23 апреля 1965 года.

Вместо театра остались лишь небольшие роли в кино да еще работа на телевидении. По вечерам, вернувшись после спектакля, Олег Басилашвили часто заходил в гости к своему соседу по дому на Торжковской, и они беседовали до самого утра. Павел Борисович очень мечтал вернуться в театр. Этого так и не случилось, однако слава обрушилась на него именно после роли в кино, сыгранной в «Белом солнце пустыни». Она же стала и его лебединой песней. Кино появилось в кинотеатрах в конце марта 1970 года, а в апреле того же года актера не стало...

Несмотря на то что «Белое солнце пустыни», бесспорно, принадлежит к лучшим произведениям отечественного кинематографа, на доме на Торжковской до сих пор нет мемориальной доски, посвященной Павлу Луспекаеву. Да и сам факт, что Луспекаев жил именно здесь, известен мало. Рядом с домом есть небольшой сквер — почему бы не назвать его Луспекаевским и не поставить в нем памятник актеру?

#прогулки #здания #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6274) от 21.09.2018 под заголовком «Актерский дом».


Комментарии