Прогулки по городу. Фонари Петербурга: модные и практичные

Разглядывая старые фотографии нашего города, непременно обращаешь внимание на уличные фонари. И вот что интересно: фонари и столбы, на которых они были укреплены, иногда были не только яркими произведениями искусства, но еще и в разных частях города весьма отличались друг от друга. Объясняется это просто: до революции устройство освещения в столице находилось в руках различных предпринимателей. Каждый исходил из своих возможностей и представления о прекрасном.

Прогулки по городу. Фонари Петербурга: модные и практичные | Именно такие фонарные столбы, запечатленные на Греческом проспекте на снимке 1930-х годов, Лев Успенский сравнивал с Эйфелевой башней. ФОТО из Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Именно такие фонарные столбы, запечатленные на Греческом проспекте на снимке 1930-х годов, Лев Успенский сравнивал с Эйфелевой башней. ФОТО из Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Писатель Лев Успенский вспоминал: «Уже тогда, в раннем моем детстве, в десятых годах века, был в городе и электрический свет. Эти фонари были очень разными: вокруг Таврического сада, вдоль Потемкинской, вдоль Таврической, вдоль Тверской свет давали невысокие простые светильники на столбах из гнутых железных труб: над яблоками их ламп были укреплены плоские белые тарелки отражателей.

Тут же рядом, на Малой Итальянской [совр. ул. Жуковского], на Греческом, высились высоченные фонари-столбы, напоминавшие Эйфелеву башню в миниатюре. Они несли на себе огромные призматические стеклянные коробки, и какое именно устройство пылало в этих коробках - не могу уж сейчас сказать точно. В ранней юности кто-то уверял меня, что эти мощные решетчатые конструкции остались тут от тех времен, когда они поддерживали на своих вершинах еще первые свечи Яблочкова, как в Париже. Так это или не так, судить не берусь, но эти «башни», с сильными источниками электрического света наверху, доторжествовали в тех улицах чуть ли не до самой Революции».

В течение всей второй половины XIX века городская дума Петербурга искала пути к наиболее выгодному для города способу освещения улиц. В разные годы и в разных частях города в фонарях горели конопляное масло, газ, спирт, керосин. В 1879 году на Дворцовом мосту и на Александринской площади, вокруг памятника Екатерине II, проводили первые опыты электрического освещения по способу Яблочкова. Результатом стало решение городской думы осветить электричеством новый мост Александра II (Литейный), что и было исполнено в мае 1879 года товариществом «Яблочков и Кo».

По расчетам, дело представлялось очень выгодным и для города, и для предпринимателей. В 1884-м осветили Невский проспект от Большой Морской до Аничкова моста. Затем поспешили заменить газ электричеством на Вознесенском и Измайловском проспектах и на части левого берега Фонтанки, потому что высочайшие особы для проезда к Балтийскому и Варшавскому вокзалам обычно использовали именно этот путь.

В последующие годы среди предпринимателей, желавших получить выгодный подряд на устройство электрического освещения улиц и домов столицы, возникла конкуренция, что давало возможность заключать договоры с ними на очень выгодных для города условиях.

Одним из очень сильных «игроков» было тогда общество «Гуэ и Шмацер», которое позднее стало называться Бельгийским анонимным обществом электрического освещения С.-Петербурга. Его трубы до сих пор можно видеть на набережной Фонтанки - там, где от нее начинался Введенский канал (наб. р. Фонтанки, 104).

Конкуренция усилилась, когда в 1896 году в столице появилось кельнское общество «Гелиос». Оно построило свою электростанцию на Новгородской улице и предложило городу ряд существенных уступок, в том числе по части тарифов.

В итоге городское управление заключило договоры на освещение разных районов Петербурга с различными фирмами. Так, общество «Гуэ и Шмацер» получило право заниматься освещением улиц и домов Александро-Невской, Московской и Коломенской частей, где были поставлены невысокие фонари самой простой конструкции. Подобные им сейчас можно встретить в Петропавловской крепости и в Музее фонарей на Одесской улице.

«Гелиос» же получил право освещать Рождественскую часть и некоторые прилегающие к ней улицы Литейной и Александро-Невской частей. Поставку всего необходимого оборудования, по договору, брали на себя предприниматели.

Согласно договору с петербургской управой, «Гелиос», как и его конкуренты, использовал в своих светильниках лампы накаливания и дуговые. Фонарные столбы этой фирмы не случайно запомнились Льву Успенскому неким подобием Эйфелевой башни, возведенной в Париже в 1889 году. Конечно, их рисунок и конструкция были значительно проще, чем у башни, однако несомненно и то, что при создании фонарных столбов для Песков и их окрестностей был учтен парижский опыт.

Столбы фирмы «Гелиос» достояли не только до революции, но некоторые даже и до Великой Отечественной войны. Однако впоследствии они исчезли практически бесследно. Довольно бедное им подражание - фонарные столбы в виде чуть суживающегося кверху металлического каркаса, изготовленные в 1920 - 1930-х годах при расширении трамвайной сети Ленинграда, - еще можно было встретить совсем недавно кое-где на окраинах. Возможно, где-то еще стоят последние из них...

#город #история #освещение #наследие #фонари

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6259) от 17.08.2018 под заголовком «Парижский отблеск на Песках».


Комментарии