В поисках суверенного прошлого. О чем пишут в белорусских учебниках истории?

Одна из секций прошедшего недавно Петербургского исторического форума была посвящена... школьным учебникам - тем, по которым подрастающее поколение изучает национальную историю в государствах на пространстве бывшего СССР. Своим опытом с обозревателем Сергеем Глезеровым поделился белорусский гость Сергей ПАНОВ - профессор Республиканского института высшей школы, один из авторов учебной литературы по истории Белоруссии. Он подчеркнул, что этот предмет - вовсе не краеведческий рассказ о прошлом белорусских земель, а концептуальное повествование об истоках и развитии государственности. Поскольку у Белоруссии - собственная национальная история, со своими вехами и ключевыми событиями. Она не является частью прошлого России, хотя точки соприкосновения, безусловно, есть.

В поисках суверенного прошлого. О чем пишут в белорусских учебниках истории? | Фото: Pixabay / stevepb

Фото: Pixabay / stevepb

Полоцк и варяги

- Сергей Вениаминович, вы, наверное, не раз сталкивались с мнением: история Белоруссии как самостоятельного государства началась в декабре 1991 года, с распадом СССР. Между тем в белорусском учебнике истоки государственности прослеживаются в куда более далеких временах...

- В преамбуле к конституции Республики Беларусь записано, что народ нашей страны опирается на многовековые традиции белорусской государственности. Академическая наука выделяет в ней исторические и национальные формы.

Исторические - это те, что в разные времена существовали на территории Белоруссии, их носителем был белорусский этнос, хотя и не только он один, а в совокупности с другими. К таким полиэтническим формам государственности относятся Полоцкое и Туровское княжества, Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя.

А национальные - это те, носителем которых являлась сформировавшаяся к началу XX века белорусская нация. Теперь ключевым легитимным событием в становлении национальной государственности считается I Всебелорусский съезд в декабре 1917 года. Речь прежде всего о Белорусской Народной Республике (БНР), провозглашенной в марте 1918 года.

Правда, в условиях германской оккупации она являлась своего рода государством на бумаге. В советское время в учебной литературе этот факт вообще замалчивался, а в современном учебном пособии, изданном в 2012 году, указывалось, что это была попытка создать национальную государственность на буржуазной основе.

Для нас несомненно, что состоявшейся формой государства стала провозглашенная 1 января 1919 года Социалистическая Советская Республика Беларуси и все те трансформации, которые происходили с ней в 1919 - 1921 годах. А затем уже Белорусская ССР.

Воссоединение в 1939 году БССР и Западной Белоруссии, которая почти двадцать лет, по условиям Рижского мира, находилась в составе Польши, мы считаем актом исторической справедливости. Он позволил преодолеть геополитический раздел белорусской нации, дал ей возможность развиваться в рамках одного государства.

- Существует ли принятая точка отсчета белорусской истории?

- Конечно. 862 год. Но это вовсе не призвание варягов, как в России, где этот год тоже считается истоком государственности. Для нас же он связан с первым упоминанием Полоцка как центра княжества в «Повести временных лет».

Правда, предпринимаются попытки сделать нашу историю еще более древней. Доктор исторических наук Денис Друк, проводивший археологические исследования, доказал, что Полоцк возник почти на век раньше - в 780-е годы. Этот город, стоявший, как и Новгород с Киевом, на пути из варяг в греки, представлял собой, как считают некоторые наши историки, город-государство. Поэтому само упоминание о нем - уже есть факт государственности.

Правда, данных о его первых князьях нет. Пока известно, что собственная княжеская династия в Полоцке существовала с 988 года - и это вторая отправная точка в истории Белоруссии. Тогда престол в Полоцке занял Изяслав Владимирович, который со стороны своей матери Рогнеды был потомком Рогволода - первого исторически известного правителя Полоцка. Сами чувствуете, что, судя по имени, речь идет о скандинавском (варяжском) влиянии. Так что отрицать общие исторические корни белорусов, русских, украинцев - значит искажать наше восточнославянское прошлое.

Для нас принципиально, что государственность Полоцка, вероятно, развивалась прежде всего на местной племенной основе, а не за счет приглашенных на правление князей. И становление Полоцкой земли-княжества происходило на равных с Киевской Русью. Кстати, Минск тогда был пограничным городом Полоцкого княжества. Собственно говоря, первые письменные свидетельства о Минске связаны с битвой на Немиге - примером междоусобной борьбы Полоцка и Киева...

С середины XIII века белорусские земли - в составе Великого княжества Литовского. Его сейчас часто называют белорусско-литовским или литовско-белорусским. Именно в составе княжества белорусы начали выделяться как самостоятельная народность. Кстати, XIV веком датируется происхождение названий «белорусы» и «Белая Русь». Белорусами тогда часто называли православных жителей Поднепровья и Подвинья.

На момент правления великого князя Витовта - первая четверть XV века - государство простиралось от Балтийского до Черного моря. В середине XVI века Великое княжество Литовское вместе с Польским королевством объединились в Речь Посполитую, а после ее разделов в конце XVIII века белорусы оказались в составе Российской империи. Есть точка зрения, что белорусские земли были ее колонией, но наша официальная историческая наука с этим категорически не согласна.

Мы исходим из представления о том, что в рамках и Великого княжества Литовского, и Речи Посполитой, и Российской империи происходило последовательное, хотя и противоречивое, развитие белорусского народа. Именно эта линия была заложена в первом учебнике по истории Белоруссии, появившемся еще в 1960 году. Он выдержал одиннадцать переизданий вплоть до 1986 года.

В нем история республики рассматривалась как составная часть прошлого Российского государства и тесно увязывалась с историей СССР - разумеется, в рамках тогдашней марксистско-ленинской парадигмы. Однако важен сам факт появления подобного учебного курса, хотя он тогда еще не был отдельным предметом в общеобразовательных школах.

Почти за три десятилетия существования независимой Республики Беларусь мы прошли большой путь в осмыслении ее прошлого. Совсем недавно, в октябре нынешнего года, прошел IV Международный конгресс историков Беларуси, который одобрил национальную концепцию нашей истории.

Российские коллеги считают, что мы придерживаемся самых умеренных позиций на всем постсоветском пространстве. Такая оценка основана на результатах анализа почти двухсот школьных учебников по истории 12 стран постсоветского пространства, проведенном еще десять лет назад. Выяснилось, что за исключением Белоруссии и в меньшей степени Армении все остальные пошли по пути преподавания националистических трактовок. А события советского прошлого для граждан новых независимых постсоветских государств за исключением Белоруссии перестали быть общими, поэтому значительная часть молодежи вообще ничего о них не знает.

Все начиналось в Петербурге

- Нередко можно услышать, что белорусы в отличие от прибалтов и даже украинцев
не особенно и стремились к национальной независимости. И поэтому в 1991 году государственность стала для них как будто бы подарком судьбы...

- Категорически не соглашусь, как и многие мои коллеги. Нельзя сказать, что независимость вдруг упала нам с небес. Мысль о создании собственного государства сформировалась у представителей белорусской нации, еще когда она была в составе Российской империи.

После польского восстания 1863 - 1864 годов (его главным требованием, как и прежде, была независимость Отечества) на территории Белоруссии закрыли вузы (как «рассадники крамолы»), и молодежь получала образование за пределами своей родины, в том числе в Петербурге. Именно здесь наши студенты в 1884 году создали группу «Гомон».

Специалисты оценивают ее так: «Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее национально-государственной самостоятельности... Студенты-гомоновцы доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Белоруссия представляет собой целостный экономический регион».

И далее: «Гомоновцы заявляли о законных правах белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в общей славянской семье... Будущую государственность Белоруссии они видели в союзе с социалистической Россией - страной равноправных и добровольно объединенных краев». Это и стало отправной точкой возникновения белорусской национальной идеи и ее содержания.

- Однако в Российской империи белорусский язык воспринимался, скорее, как наречие, а сами белорусы - как заблудшие овечки, «испорченные» польским влиянием...

- Когда накануне Первой мировой войны в Петербурге выступала белорусская труппа под руководством Игната Буйницкого, который считается основателем белорусского национального театра, публика недоумевала: «откуда и какие это белорусы появились? Ведь раньше их не слышно было!».

Между тем белорусский язык имеет давние корни. Наш великий просветитель восточнославянский первопечатник Франциск Скорина свою первую книгу напечатал в Праге в 1517 году. Считается, что она написана на старобелорусском языке в сочетании с церковнославянским, что дает возможность читать ее сегодня нашим современникам.

Статут Великого княжества Литовского 1588 года закрепил статус старобелорусского языка, который до конца XVII века являлся в нем официальным языком делопроизводства. Разве это не доказательство существования старобелорусского языка как литературной нормы?

С конца XVII века вместо старобелорусского официальным в Речи Посполитой стал польский язык. Уже во второй половине XIX века в Российской империи Кастусь (Константин Викентий) Калиновский, один из руководителей того самого польского восстания, выпускал газету «Мужицкая правда» именно на белорусском языке (правда, при этом - латинским шрифтом).

Кстати, Калиновский в 1856 - 1860 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. Этого человека, казненного царскими властями, чтут сегодня и в Литве, и в Польше, и в Белоруссии. Это наша общая история. Несколько лет назад после обрушения части Гедиминовой горы в Вильнюсе были найдены его останки.

Вопрос о перезахоронении вызвал большой спор. Звучало предложение сделать это в Белоруссии, но у нас нет национального пантеона. Впрочем, у нас не очень в ходу и номинация «национальный герой». Есть «славутые (то есть славные) земляки», территориально принадлежащие к истории нашей страны. Калиновский в нашей официальной историографии - «славутый земляк». Он уроженец Гродненской губернии, которая в XIX веке принадлежала Российской империи, а сегодня его место рождения принадлежит Польше. Так что пусть уж лучше Калиновский будет захоронен там, где его останки были найдены.

Понимаете, мы сегодня заняты конструированием белорусской национальной идентичности. Своеобразная ситуация: чужого нам не надо, но и своего мы не отдадим. Калиновский был борцом за «сялянскую долю и волю», придерживался идеи демократического народного государства. Его последние слова перед казнью были такие: «У нас нет дворян, у нас все равные». То есть он провозглашал идею социальной справедливости, а это один из краеугольных камней современной идеологии белорусского государства...

Советский человек

- Скажите, нет ли противоречия в том, что Белоруссия ищет свои корни в давнем прошлом, но живет при этом с советскими государственными символами - флагом и гербом?

- Достаточно сложный вопрос, не надо его политизировать. Да, Белоруссия живет с теми государственными символами, которые были определены в результате референдума в мае 1995 года. До этого почти четыре года независимости наша страна жила под бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня», принятыми 19 сентября 1991 года. Сегодня они считаются историческими. Флаг отсылал к провозглашению Белорусской Народной Республики, герб «Погоня» восходит корнями к Великому княжеству Литовскому.

О чем свидетельствует нынешняя государственная символика? О том, что носителем идеалов в нашей стране является культурно-исторический тип, называемый «советским человеком». Хотя за четверть века, прошедшую после распада СССР, уже выросло новое поколение.

Наши европейские коллеги нередко упрекают нас в том, что мы поставили идеалы и героику советского прошлого в качестве перспектив собственного развития: по их мнению, им место в музее. Но как можно забыть и предать гибель каждого третьего белоруса в годы Второй мировой войны?

Надо отметить, что в рамках общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий используется как сегодняшняя, так и историческая символика. Герб «Погоня» входит в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, он легитимизирован, а бело-красно-белый флаг - нет, он используется политической оппозицией. А ведь это общенародное наследие нашей страны, которое недопустимо использовать для конфронтации с современной государственной символикой.

- Надеюсь, не обижу, если скажу, что в современной Белоруссии все-таки не так часто можно услышать белорусский язык...

- Согласно результатам республиканского референдума 1995 года, у нас два государственных языка - русский и белорусский. Это зафиксировано и в конституции. Однако совсем другое дело - реальная жизнь: белорусский язык практически не звучит на улице.

Что касается учебников по истории Белоруссии, то их издают и на русском, и на белорусском языках. Общеобразовательные учреждения сами вправе выбирать, на каком языке обучать школьников. На практике получается, что большинство сельских школ использует в преподавании белорусский язык, а городских - русский. Хотя как раз язык должен содействовать повышению национального самосознания современного белорусского общества.

Не может не беспокоить нас и еще один факт. Согласно исследованиям наших социологов, ценность государственного суверенитета не является самоочевидной для студенческой молодежи. Поэтому в вузах со следующего года планируется ввести на первом курсе специальную дисциплину - «История белорусской государственности».

Отмечу, что в разделах наших учебников истории, посвященных постсоветскому периоду, Россия и Белоруссия представлены как равноправные партнеры по СНГ, Союзному государству и Евразийскому экономическому союзу. При этом о вхождении Белоруссии в состав России на правах субъекта Федерации и речи нет.

#история #Белоруссия #учебник #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6566) от 13.11.2019 под заголовком «В поисках суверенного прошлого».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».