Una Sancta: следы былого единства восточная и западная ветви христианства сохраняют до сих пор

До Нового года — рукой подать. И если весь мир встретит этот праздник, учитывая разницу часовых поясов, почти одновременно, то вот Рождество Русская православная и Римско-католическая церкви отметят с разрывом почти в две недели, поскольку живут по разным календарям. Такова лишь одна из множества частностей, их разделяющих. Но по‑прежнему сохраняется и то, что их некогда объединяло. Например, общие святые. С нашим сегодняшним собеседником доктором филологических наук Юлией БАЛАКШИНОЙ мы встречаемся не первый раз, и постоянные читатели уже знают, что она не только профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, но и член экспертного совета ВАК по теологии, профессор Свято-Филаретовского института.

Una Sancta: следы былого единства восточная и западная ветви христианства сохраняют до сих пор | На храмовой иконе, датированной второй половиной XIV века, первые русские святые Борис и Глеб изображены в традиционном образе воинов-мучеников./Репродукция. ФОТО автора

На храмовой иконе, датированной второй половиной XIV века, первые русские святые Борис и Глеб изображены в традиционном образе воинов-мучеников./Репродукция. ФОТО автора

— Юлия Валентиновна, само понятие «общие святые» напоминает о том, что когда‑то христианская церковь была единой…

— Да, она разделилась в середине XI века, а до этого практически тысячу лет была единой. Историки религии полагают, что в первую очередь причиной раскола были культурные различия. Все‑таки две цивилизационные ветви, римская и константинопольская, культурно за тысячу лет стали очень непохожими друг на друга.

К своему размежеванию они шли долго. Роковым оказался 1054 год, когда Папа Римский Лев IX послал своих личных представителей (легатов) в Константинополь. Непосредственным поводом явилось закрытие там годом ранее латинских церквей. В итоге три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предающую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. В ответ на это патриарх предал анафеме легатов…

Если говорить о сугубо богословских причинах, то традиционно считается, что главной причиной разделения является так называемое филиокве — изменение, внесенное римской церковью в символ веры. В православном символе веры Святой Дух исходит от Отца, а в католическом — от Отца и Сына.

Формально именно эта разница и стала причиной разделения. Однако, как отмечал в XIX веке писатель и богослов Алексей Хомяков, не само слово стало причиной раскола, а умаление братской любви. То, что часть церкви внесла изменение в один из фундаментальных текстов, на которые опирается ­христианская вера, не согласовав свои действия с другой…

Вообще разделение церкви — по сей день глубокая боль для верующих, ведь христианская церковь задумывалась и создавалась как единый организм, как единое тело.

Немного отступлю от темы. В основе трех крупнейших мировых религий — христианства, мусульманства и иудаизма — одни и те же предания. Они вошли в Ветхий Завет, Коран и Тору. И общие святые — это праотец Авраам, царь Соломон, царь Давид, пророк Моисей.

Авраама, например, называют «отцом всех верующих», если речь идет о вере в Единого Бога. Царь Давид — автор молитвенных гимнов, которые мы называем псалмами и используем на богослужениях и в разные моменты жизни. Пророк Моисей принес на землю десять Божьих заповедей, лежащих в основе любой нравственности. Для христианских конфессий особое значение имеют пророки Исайя, Иеремия, Осия и другие, предсказавшие приход в мир Спасителя — Иисуса Христа…

Что же касается первых общих христианских святых, то мы их видим в храмах — на иконостасах и иконах, по левую и правую стороны от Спасителя. Это Иоанн Предтеча и Богородица. Это были первые люди, посвятившие свою жизнь Богу. Следующее поколение святых — апостолы. Это ученики Христа, которые потом разошлись по разным частям света, чтобы проповедовать его учение. На Русь, по преданию, пришел Андрей Первозванный.

Есть самые разные чины святости. Когда христианство начало свое существование в Римской империи, оно воспринималось влас­тями как что‑то маргинальное, незаконное, поскольку наместником Бога на земле считался император. Христиан подвергали мучениям и публичным казням… Так появились святые мученики за веру.

Когда в IV веке римский император Константин принял христианство, оно стало государственной религией. Естественно, вслед за этим последовало обращение в веру его приближенных и достаточно скоро христианство стало «массовым». Соответственно, высокая планка духовной, нравственной жизни, заданная в эпоху, когда за веру приходилось платить жизнью, начала снижаться.

Ответом стало монашеское движение. Люди, желавшие вести особо ревностную христианскую жизнь, не ходить на торжища, не смот­реть зрелища, уходили из городов — как правило, в пустыни. Монахи-аскеты в своих молитвах достигали совершенно потрясающих глубоких состояний, когда они находились в непосредственном общении с Богом.

Одни монахи становились отшельниками, другие, наоборот, жили сообща, вместе, так называемыми киновиями — общежитиями. Так появились первые монастыри. Объединенные единой верой, монахи стремились строить свои отношения на основе доверия, любви, взаимопомощи — как братья и (если монастырь женский) как сест­ры. В Европе особенно почитается Бенедикт Нурсийский — от него пошли монахи-бенедиктинцы. Он считается автором устава, который лег в основание монашеской жизни на Западе.

Если после завершения жизни монаха удостоверялась его святость, то он получал особый чин святос­ти — преподобный. То есть тот, кто сподобился богоподобия. Вообще монашеская традиция оказалась самой богатой на святых…

— Русь была крещена в 988 году, то есть еще до разделения ­христианской церкви на западную и восточную?

— Совершенно верно. Русь приняла христианство, когда оно еще было единым, вместе со всеми святыми, которые были в общей церкви.

Среди тех, кто особо пришелся по душе новообращенному народу, стоит назвать святых воинов-заступников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Об этом почитании говорит, например, сохранившаяся фреска святого Георгия в одном из самых древних храмов Руси — в Старой Ладоге. Очень полюбились и святые жены, прославившиеся своей красотой и готовностью принять мучения ради Христа: святая Екатерина, святая Параскева Римская, великомученица Варвара…

Раскол в христианстве, случившийся, напомним, в 1054 году, на Руси поначалу воспринимали, скорее, как разделение исключительно двух глав церквей — Рима и Константинополя. Не более того. Казалось, что со временем страсти улягутся и все образуется. Русские князья как раз в это время выстраивали отношения с Европой, выдавали своих дочерей туда замуж. И, наоборот, наследниц европейских престолов приглашали к себе, а вместе с ними заимствовали и культурные традиции.

Гертруда Польская, супруга Изя­слава Ярославича (князя туровского, новгородского, великого князя киевского) принесла на Русь рукописную книгу, известную ныне как «Кодекс Гертруды», в которой перечислены многие европейские святые. И их включили в русские святцы. В результате в русских православных святцах XI – XII веков присутствовали около сорока латинских святых.

В то же время на Руси стали формироваться свои традиции. Первые русские святые — Борис и Глеб. Они явили собой новый чин святос­ти — страстотерпцы («страсти» — это страдания). Это люди, которые добровольно принимают страдание по примеру Христа. Борис и Глеб могли бы оказать сопротивление своему брату, который пришел их убить, но они этого не сделали. И, согласно Житию, это вовсе не пассивность или безволие, а это их сознательное желание принять страдания по образу Иисуса.

Подчеркну некоторые различия. И на Западе, и на Востоке святыми считаются люди, посвятившие себя служению Богу, уподобившиеся ему, снискавшие любовь и уважение других христиан. Однако чины святос­ти, ее характер на Западе и Востоке различаются. Если в православии в процессе канонизации очень важно наличие нетленных мощей, то в католичестве большее внимание уделяется чудесам, произошедшим после молитв новому святому.

«Главный» русский чин святости — преподобные, то есть монахи. Почему именно так? Попробую пояснить на примере известной евангельской истории о Марфе и Марии — истории о том, как Христос пришел в дом к двум сестрам.

Марфа накрывала на столы и заботилась о хозяйстве, а Мария сидела у ног Христа и слушала учителя. Марфа возмутилась: мол, пусть Мария тоже послужит, почему она ничего не делает?! На что Христос ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»…

Так вот, западную и восточную церкви нередко сравнивают, соответственно, с Марфой и Марией. То есть Русская православная церковь (Мария) в первую очередь слушает Христа… И монахи — пожалуй, самый яркий пример этой жажды услышать его слово.

Монашество на Руси началось в XI веке с Антония и Феодосия Печерских — основателей Киево-Печерского монастыря. В XIV веке прославился Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву лавру под Москвой. И потом был еще мощный «куст» от Сергея Радонежского — когда монахи ушли на Русский Север и основали там монастыри, которые называют «Северная Фиваида». Среди них св. Мефодий Пешношский, Авраамий Чухломский, Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий.

На Западе же получило широкое распространение так называемое социальное христианство: оно не уходило от мира, а, наоборот, активно шло в него, брало на себя различные социальные служения. Участники монашеских орденов францисканцев и иезуитов выбирали деятельное служение. Кто‑то кормил нищих, кто‑то занимался просвещением и образованием, кто‑то организовывал школы. Недаром в свое время, в XV – XVII веках, самыми лучшими учебными заведениями в Европе считались иезуитские колледжи.

— Но разве в русской православной традиции не было социального служения?

— Было, конечно. И этому явлению соответствует еще один чин святости — праведные. Это те люди, которые не ушли в монас­тыри, но жили праведной жизнью в миру. Как, например, святая, которую я считаю своей покровительницей, — Иулиания Лазаревская (Осоргина). У нее был муж, много детей, она никогда не уходила от мира. А прославилась она тем, что во время разразившегося голода раздала страждущим весь свой хлеб, шила одежду для нищих. То есть занималась как раз социальным служением…

Кстати, еще один важный чин русской святости — юродивые, то есть люди, отличавшиеся абсурдным, странным поведением. Причем в нашей традиции юродивый и блаженный — это синонимы. А на Западе блаженный — это благословленный. Недаром Блаженный Августин — один из самых великих богословов…

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе «Мир Древней Руси» доказывал, что юродивые — это те, кто мог вскрывать неправду мира и провозглашать Христову истину таким неожиданным, парадоксальным способом. К примеру, Василий Блаженный, в честь которого мы привыкли называть храм на Красной площади, мог позволить себе сидеть на площади и разрывать в Великий пост куски мяса. Проходивший мимо Иван Грозный говорил: мол, что же ты, богохульник, мясо в пост ешь? Тот отвечал: «А не так ли ты поступил с Новгородом, утопив его в крови?». Такое мог себе позволить только юродивый…

Ксения Петербуржская тоже про­славлена как блаженная. Она вела странный образ жизни: ходила в мужском платье, неизвестно где жила, но явила собой пример милосердия и прозорливости.

Конечно, и католический мир знал примеры подобного парадоксального поведения. Так, например, святой Франциск Ассизский создал нищенствующий монашеский орден, беседовал со зверями и птицами. Так что в целом традиции святости на Западе и Востоке все‑таки не разошлись радикально…

Эпохой нового сближения церквей стал ХХ век. После Октябрьской революции в католической Европе оказалось много русских эмигрантов. Они принесли с собой почитание русских святых, там доселе неизвестных, — Сергия Радонежского, Серафима Саровского… И ныне в католических храмах на Западе мне кое‑где доводилось встречать изображения даже Иоанна Кронштадтского.

— А бывало ли так, что русские эмигранты почитали католических святых?

— Да, случалось. Например, святую Женевьеву, покровительницу Парижа. Русский приход был расположен недалеко от ее гробницы, и священники в 1939 году попросили у Московского патриархата разрешение назвать приход во имя святой Женевьевы. И такое разрешение они получили.

Происходил и обратный процесс. В 1940 году Папа Римский Пий XII признал допустимым почитание католичеством святых восточной церкви, включая княгиню Ольгу, князя Владимира, Бориса и Глеба. Позже, спустя почти тридцать лет, Папа Римский Павел VI включил в католический литургический календарь еще больше двух десятков русских святых, в том числе Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского.

Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже канонизирована Римско-католической церковью: она является покровительницей женского монашества. Преподобный Никита Столпник признан в католичестве и почитается как великий подвижник, мученик и чудотворец…

Кстати, большинство христианских святынь (за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле) хранятся ныне в католических храмах на Западе, но это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Мощи одного из самых чтимых православных святых — Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, — пребывают в итальянском городе Бари. А получилось так потому, что первые императоры, принявшие христианство, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее Византийской) империи. Практика «собирания» святынь восходит к жившему там святому равноапостольному Константину Великому.

Вообще есть вещи, которые, безусловно, объединяют западную и восточную ветви христианства. Это сама личность Христа и главные праздники, такие как Пасха и Рождество, даже если календарные дни расходятся. Но празднуем‑то мы одни и те же события!.. Есть даже древнее определение церкви в текстах апостолов — Unа Sancta, то есть «Единая Святая», хранящая единство в вере, надеж­де и любви.

Основания для дальнейшего диалога, на мой взгляд, сохраняются. Совпадение позиций церквей по таким вопросам — цитирую — как «роль в обществе традиционных христианских ценностей, защита семьи, утверждение нравственности в личной и общественной жизни» Архиерейский собор РПЦ констатировал еще в 2008 году (хотя, конечно, мы не можем принять позицию тех западных церквей, которые благословляют однополые браки). Спустя шесть лет комиссия по составлению месяцеслова Русской православной церкви сформировала список древних «западных» святых. По итогам ее работы Священный Синод включил в общецерковный месяцеслов полтора десятка имен святых II – XI веков, в том числе Албана Британского (первого святого мученика Британских островов), святителя Патрикия (просветителя Ирландии), святителя Германа (епископа Парижского).

И, наконец, в феврале 2016 года состоялось беспрецедентное событие в истории Русской православной и Римско-католической церквей: их главы увиделись впервые с 1054 года, со времени их разделения. Причем любопытно, что встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска состоялась на «нейтральной территории» — в кубинской столице Гаване. Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с ней связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.

Итогом стала совместная декларация из 30 пунктов. В ней, в частности, говорилось, что Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск скорбят об утрате единства церквей, «ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя». Иерархи призвали международное сообщество защитить христиан на Ближнем Востоке и покончить с терроризмом и насилием на планете. Заявили, что абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами, а также насильственного обращения других в свою веру. Патриарх и понтифик подчеркнули, что они «не соперники, а братья».

И даже несмотря на нынешнее, мягко говоря, недружелюбие между Востоком и Западом, контакты между церквями не прерываются. В июне нынешнего года состоялась беседа Патриарха Кирилла и итальянского кардинала Маттео Дзуппи, в ходе которой говорилось, что в условиях особенного напряжения между странами и народами христианские общины Востока и Запада должны не уходить в сторону, а принимать участие в работе, направленной на взаимопонимание.


#Рождество #христианство #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7569) от 19.12.2023 под заголовком «Una Sancta».


Комментарии