Узнать о том, как отмечали Рождество в дворянских семьях в России на рубеже XIX – XX веков, можно на выставке «Сладкий стол»

«Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое уже на исходе, — чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь вдоль стен. И все плясало — и дети, и декорации, и догорающие огоньки свечек», — из воспоминаний Александра Блока.

Узнать о том, как отмечали Рождество в дворянских семьях в России на рубеже XIX – XX веков, можно на выставке «Сладкий стол» | ФОТО Dylan McDonald on Unsplash

ФОТО Dylan McDonald on Unsplash

Узнать подробности о том, как отмечали Рождество в дворянских семьях в России на рубеже XIX – XX веков, можно на выставке «Сладкий стол» (0+), которая под занавес года открылась в Александровском дворце в Царском Селе.

Как сказала Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по науке, выставка небольшая, но чрезвычайно насыщенная — 200 предметов: открытки, коробочки для рождественских подарков и упаковки конфет, шоколада и других сластей, рекламные буклеты и даже… шоколадные пластинки, которые играют вальсы, польки и галопы. Музейщики шутят, что все эти предметы — очень разговорчивые. Каждый фантик может столько рассказать и о традициях сладкого застолья, и о поставщиках императорского двора, и об императорской России в целом!

Среди поставщиков шоколада и прочих вкусностей самыми заметными в те времена были товарищества «Эйнем», «А. И. Абрикосов и сыновья», «Жорж Борман», «Братья Елисеевы».

В это время уже бурно развивался капитализм, а значит, и реклама. В витринах можно увидеть образцы рекламных буклетов той поры: «Требуйте шоколад», «Глазированные фрукты. Компоты в графинах и в жестянках. Фруктовое варенье и Пюре Томат», «№ 7. Пирамида Хеопса» (из серии «Наигромаднейшие в мире сооружения»), «И. К. Айвазовский. «Буря на Черном море» (из серии «Русские художники и их картины») и другие. Интересно было бы попробовать «Бурю на Черном море» на вкус.

Выставка подготовлена с московским Музеем истории шоколада и какао (МИШКА). Из коллекции музея — редкий экспонат: фонограф с шоколадными пластинками. Их можно было несколько раз прослушать, пока не стирались дорожки, и съесть. Создали этот аппарат кондитеры немецкой фирмы Stollwerk совместно со знаменитым физиком Томасом Эдисоном. С помощью фонографа можно было послушать не только популярные мелодии и песни («Наступил май», «Гремит мельница», «Мазурка», «Рассвет», «Спи, детка, спи», «Ко мне прилетела птичка»), но и обучающие уроки по развитию речи и декламации. Репертуар записей насчитывал сотню наименований. Это была диковинка и дорогое развлечение, которое на рынке не задержалось. Было выпущено всего пять тысяч аппаратов.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу товарищества «Эйнем» создал несколько «шоколадных мелодий»: «Кекс-галоп», «Шоколадный вальс», «Вальс-монпасье», «Какао-кадриль». На вернисаже гости смогли послушать шоколадную пластинку, специально изготовленную для выставки. Шоколад сыграл один из вальсов Штрауса. А потом пластинку разломали на маленькие кусочки, чтобы досталось всем гостям.

Центр этой камерной выставки — два праздничных стола. Один, с украшенной старинными игрушками елкой, накрыт к Рождеству. А второй, с цветами и фарфоровыми яйцами, — к Пасхе. Ведь выставка будет открыта долго, до 14 мая. Православную же Пасху в наступающем году мы будем праздновать 5 мая. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова отметила, что в экспозиции много теплоты, уюта и атмосферы любимого дома — всего того, чем наполнен Александровский дворец, где с 1905 года постоянно жила семья Николая II.


#выставка #Рождество #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 247 (7576) от 29.12.2023 под заголовком «Компоты в графинах и в жестянках».


Комментарии