Танкисты на Гражданке

За последние годы в летописи обороны Ленинграда стало гораздо меньше белых пятен. В том числе и благодаря огромному массиву оцифрованных документов времен войны, который содержится в базах данных Министерства обороны, доступных в Интернете («Память народа» и «Подвиг народа»). Он позволяет пролить свет на многие забытые события и судьбы.

Танкисты на Гражданке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Я занимаюсь историей моей родной Гражданки. Здесь в годы войны был расквартирован 12-й учебный танковый полк. Название его менялось: в 1941-м - начале 1942 года - отдельный запасной танковый полк тяжелых танков, затем - отдельный учебный танковый полк. Первый и второй его батальоны располагались на Прибытковской улице (ныне не существующей) у общежития Политехнического института (нынешний адрес: ул. Хлопина, 7). Третий - в школе № 111 - сейчас в этом здании на Гражданском пр., 7, находится спортивная школа. За зданием, практически до самого Пискаревского леса, был устроен танковый полигон.

В учебном полку перед отправкой на фронт проходили подготовку будущие экипажи танков - командиры, механики-водители, стрелки-радисты. За время войны - несколько тысяч человек. Полк имел небольшой постоянный штат командиров-преподавателей и обслуживающего персонала. Кстати, практику в 3-м батальоне как командир танка проходил Сергей Орлов, поэт, автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной»...

Понятно, когда бойцы отдавали свою жизнь на фронте. Но немало было и тех, кто погиб, не дойдя до поля боя. Казалось бы, какие могут быть потери в учебной части, расположенной в тылу? В документах Минобороны, доступных в Интернете, мне удалось обнаружить 50 записей, посвященных погибшим или умершим воинам 12-го учебного полка.

Как выяснилось, некоторые погибли от ран, полученных при бомбежках и обстрелах, от несчастных случаев и т. д. Но большинство воинов умерли в госпиталях от истощения во время первой блокадной зимы. Бойцы полка получали тыловую норму питания, которой, однако, катастрофически не хватало. Ведь управление танком требует больших физических затрат.

По воспоминаниям начальника штаба одного из батальонов полка А. А. Родькина, опубликованным в 1987 году в книге «Танкисты в сражении за Ленинград», зимой 1941 года полковой лазарет был полон ослабевших от голода танкистов. Медики полка развернули дополнительные койки в санчасти полка и в каждом из батальонов. Также было организовано собственное производство витаминного хвойного напитка. Но потерь от голода избежать не удалось.

Почти в каждой из записей об умерших бойцах 12-го учебного полка указано место захоронения. Неудивительно, что для большинства это ближайшие кладбища - Пискаревское и Богословское, а также Серафимовское. Но есть и довольно странные записи, например: «деревня Кушелевка, военная площадка» или «деревня Пискаревка, военное поле». О чем идет речь, не очень понятно.

Но есть в документах еще два места захоронения. Первое - «Немецкое кладбище по дороге в Гражданку». Там были похоронены умершие в январе-феврале 1942 года «от упадка сердечной деятельности» младший командир Иовлев Алексей Иванович, старшина Иванов Александр Дмитриевич, красноармейцы Иванов Александр Андреевич и Федоров Александр Федорович. Это место можно определить как немецкое лютеранское кладбище колонии Гражданка, которое находилось между ул. Бутлерова и Пискаревским парком (теперь его территория находится за домом № 9, корпус 3, по ул. Бутлерова). Кстати, этот погост перестал функционировать еще в конце 1930-х годов.

Второе место было указано в нескольких вариантах, не меняющих сути: «проспект Раевского, в 400 метрах от 35 школы», «около аэродрома по ул. Раевского, дом № 38 (школа 35)», «ул. Раевского, у 35 школы». Там были похоронены младший лейтенант Игнатий Васильевич Дорощенко, старшина Александр Яковлевич Черкасов, старший сержант Федор Павлович Михеев, красноармейцы Александр Владимирович Волков и Борис Федорович Кузнецов. Трое последних умерли от голода, а Дорощенко погиб в результате несчастного случая: «задавлен танком».

Здесь, по всей видимости, речь идет о нынешней спортивной школе олимпийского резерва (современный адрес - пр. Раевского, 14), а упоминаемый аэродром находился рядом, в Сосновке. По свидетельствам старожилов, могила у школы в послевоенное время существовала, она была одиночной и без таблички. За ней ухаживали ученики, но затем она как-то незаметно исчезла... В то же время документов, свидетельствующих о том, что этих воинов после войны перезахоронили, мне обнаружить не удалось.

Важно еще и то, что случай с забытыми и исчезнувшими воинскими захоронениями на Гражданке, оставившими след лишь в документах военной поры, - достаточно распространенный для нашего города. Сколько еще таких захоронений было потеряно в городе и в его бывших окрестностях...

#блокада #Гражданка #танковый полк

Комментарии