В Институте обороны и блокады Ленинграда прошел видеомост «Помнить, а не просто знать»

Он объединил Петербург, Бишкек, Минск и Москву. Участие приняли историки, журналисты, студенты, руководители культурных автономий Петербурга.

В Институте обороны и блокады Ленинграда прошел видеомост «Помнить, а не просто знать» | ФОТО Mikael Kristenson on Unsplash

ФОТО Mikael Kristenson on Unsplash

Прямое включение в Бишкеке (Киргизия) происходило из местного Музея истории блокады Ленинграда. Как рассказал Марат Кутанов, председатель общественного объединения «Киргизское общество блокадников Ленинграда», музей носит имя его мамы Анны Алексеевны Кутановой, которая и была инициатором его открытия.

— Мама окончила Ленинградский финансово-экономический институт и переехала в Киргизию в 1953 году, — пояснил Кутанов. — Она пережила блокаду от начала до конца, была награждена медалью «За оборону Ленинграда» и своим главным днем рождения считала 18 января 1943 года: в день, когда была прорвана блокада, ей исполнилось тринадцать лет.

Участником видеомоста из Минска стал председатель правления Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев. Он рассказал о том, что начале нынешнего года в Государственном музее истории Великой Отечественной войны в Минске и в ряде минских кинотеатров состоялся открытый показ документального фильма «Фабзайцы». Это совместный проект представительства телерадиокомпании «Мир» в Белоруссии и филиала в Петербурге. Создателей ленты вдохновил памятник на Аллее славы Пискаревского мемориального кладбища, посвященный белорусским ремесленникам.

В 1940 году тысячи ребят были отправлены в Ленинград — в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). Мальчишек в черных шинелях с начищенными пряжками ремней и буквами ФЗО на воротниках называли «фабзайцами», или «зайчатами». В блокадном городе они встали за станки, трудились наравне с ленинградскими рабочими. От голода погибли 12 тысяч подростков из Белоруссии — половина тех, кто приехал.

— Мы будем продолжать эту тему и дальше, чтобы память не прерывалась, — подчеркнул Кривошеев. — И будем бороться за правду, в частности, как в истории с Владимиром Катрюком — нацистским карателем украинского происхождения, одним из самых жестоких палачей Хатыни. Да, его уже нет в живых, он умер в Канаде в 2015 году, дожив до 93 лет. Добиться его выдачи не удалось. Но мы можем сегодня сделать все, чтобы военный преступник был официально признан таковым.

Рассмотрение уголовного дела по статье «геноцид» в отношении Владимира Катрюка Верховный суд Белоруссии начал 8 февраля. Государственное обвинение за­явило, что найдены неопровержимые доказательства виновности Катрюка в геноциде белорусского народа.


#видеомост #блокада #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7612) от 28.02.2024 под заголовком «Блокадный музей имени мамы».


Комментарии