Прогулки по городу. Соперник Зимнего дворца
Этот двухэтажный кряжистый особняк на высоком полуподвале прямо восхищает своей показной нескромностью. Кажется, что «наглец» всерьез стремится перещеголять своей броской отделкой в духе елизаветинского барокко даже Зимний дворец!
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В рамках нашей постоянной рубрики «Прогулки по городу» мы изучили петербургские фонари в контексте истории города, рассказали о вилле на улице Куйбышева, рассмотрели поближе памятник Саше Кондратьеву и необычный особняк на Большой Пороховской улице.
Этот особняк, выходящий лицом на Знаменскую улицу (сейчас ул. Восстания), был построен в 1857 - 1859 годах академиком архитектуры А. П. Гемилианом для купца и заводчика И. К. Мясникова. На участке был устроен и сад, отделенный от улицы высокой глухой каменной стеной.
Без декора не остался ни один участок фасада здания, но в его центральной части - настоящая феерия. Два атланта-бородача по сторонам парадного входа удерживают просторный балкон, обнесенный витиеватой золоченой решеткой. Выше - белоснежная колоннада, продолжением колонн на уровне мезонина служат мальчуганы-путти... А оконные наличники, кажется, можно рассматривать бесконечно, следуя взглядом за извивами причудливой лепнины: маскароны, раковины, венки, гирлянды...
Возникает ощущение, что владелец особняка, совладелец богатых месторождений цветных металлов, явно стремился бросить вызов родовитым аристократам, потому и поручил архитектору создать постройку «под Зимний дворец». Впрочем, царские хоромы не давали покоя не только Мясникову. В стиле необарокко, подражая императорским резиденциям, строили в те годы многие - от князей (вспомним дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте) до выходцев из крестьян (особняк мастера лепных работ Тимофея Дылева на набережной Обводного канала, 155).
Вскоре после завершения строительства особняк на Знаменской привлек внимание критиков. В журнале «Северный цветок» появился фельетон, в котором этот «новый дворец в миниатюре», принадлежащий «не аристократии крови, а лишь аристократии денег», возведенный «растительной силой золота», изображался так: «Дворец этот, на прочном основании уральских россыпей, высится на Знаменской с своими кариатидами, скульптурными украшениями, мраморной лестницей, выведенной шахматными четырехугольниками, зимними садами, позлащенными залами в два света и даже, к дополнению всякого возможного комфорта, с несгораемой комнатой...».
Действительно, интерьеры, к созданию которых приложил руку начинающий тогда архитектор В. А. Гартман, племянник автора здания А. П. Гемилиана, ничем не уступали шикарным фасадам: мраморная лестница с живописным плафоном, двухъярусный Белый зал с золочеными деталями, комната «в помпеевском вкусе»...
В 1880-е годы особняк перешел к купцу К. А. Варгунину, владевшему Невской писчебумажной фабрикой. Он также председательствовал в совете одного из самых крупных и влиятельных финансовых учреждений Российской империи - Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка. Не сторонился и общественной деятельности: состоял почетным членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей и Санкт-Петербургского коммерческого училища.
Варгунин был близко знаком со многими деятелями литературы, науки, искусства: с историками, публицистами и редакторами М. М. Стасюлевичем и М. И. Семевским, с энциклопедистом, журналистом и полиглотом А. В. Старчевским, писателем и предпринимателем А. А. Тихоновым (Луговым), оперным певцом, солистом Мариинского театра И. В. Ершовым. Весьма вероятно, что кто-то из них бывал в доме на Знаменской, хотя достоверных сведений о таких визитах не нашлось.
В 1907 году К. А. Варгунин подарил особняк своей дочери Ольге, на которой к тому времени был женат Н. П. Карабчевский - один из выдающихся адвокатов и судебных ораторов того времени, писатель и публицист. Он выступал на многих резонансных процессах, связанных со сложными уголовными делами, представал смелым боевым адвокатом, поражавшим стремительностью речи и искренним воодушевлением.
Что же касается здания, то оно было фактически разделено на несколько комфортабельных квартир, и Варгунин продолжал жить здесь до 1915 года.
В советские годы в особняке размещались больничные учреждения, и в процессе приспособления здания планировка и отделка многих интерьеров оказались утраченными. В 2006 году участок и здание были приобретены коммерческой организацией для комплексной реставрации и приспособления особняка под отель.
В следующие два года была проведена реставрация, и интерьеры, судя по просочившимся в Интернет фотографиям, засияли былой роскошью. Беломраморная лестница, залитая светом, дышит свежестью недавней отделки; на фоне стен и потолков Белого зала, тонированных под слоновую кость, жизнерадостно искрятся золоченые детали и роскошные люстры... Кому принадлежит здание сейчас, что в нем располагается - выяснить не удалось. Таблички на нем нет, оно наглухо закрыто: скорее всего, пока никак не используется.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6361) от 18.01.2019 под заголовком «Соперник Зимнего дворца».
Комментарии