«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века

«Вчерашнее 15-го июля обычное празднество Ильинской Пятницы на Пороховых едва не закончилось для массы паломников весьма печально. На станции «Нева» на Охтенском берегу упал в воду паровоз и каким-то чудом не увлек за собой всего состава поезда», - сообщал «Петербургский листок» в одном из летних номеров 1911 года.

«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века | Фото Александра Рюмина/ТАСС

Фото Александра Рюмина/ТАСС

Станция «Нева» - конечный пункт не существующей ныне Ириновской железной дороги, тянувшейся отсюда до Борисовой Гривы. Вокзал находился на Панфиловой улице, которая тогда выходила к Неве. Строительство стальной магистрали было инициировано бароном Павлом Леопольдовичем Корфом, у которого в поселке Ириновка (предпоследняя станция трассы) была усадьба - отсюда и название этой железнодорожной ветки.

Движение по ней открылось в 1892 году. Железная дорога протяженностью чуть менее 36 км была построена по американскому образцу, с упрощенными требованиями к трассе и инженерным сооружениям, с узкой колеей - 750 мм.

Строительство осуществляла германская фирма «Артур Коппель», которая поставляла и подвижной состав. Первые пять паровозов носили имена самого барона Корфа и его близких: «Юлия», «Мария», «Александра», «Сергей», «Павел». С 1899 года на трассе стали эксплуатироваться американские трехосные паровозы фирмы «Портер», а в 1902 году были пущены паровозы Коломенского завода, однако при повышенном пассажиропотоке задействовали и паровозы-«старички».

Ириновской железной дорогой пользовались дачники, но еще большая нагрузка на нее приходилась в дни церковных празднеств, ведь неподалеку от трассы находилась часовня почитаемой в народе святой мученицы Параскевы Пятницы, в конце XIX века расширенная до размеров храма. Эта пирамидальная церковь в русском стиле, завершенная шатром и луковичной главкой, до наших дней не сохранилась: ее снесли в 1936 году. Сейчас на ее месте установлен памятный крест. А рядом, на шоссе Революции, стоит церковь Ильи Пророка.

...Ранним утром 15 июля 1911 года, в Ильинскую пятницу, паломники со всех концов города и пригородов потянулись к храму Параскевы Пятницы; после было подсчитано, что на празднике побывали около 100 тысяч верующих.

Руководство Ириновской железной дороги запустило дополнительные поезда, один из которых и тянул паровоз «Сергей». Вагонов не хватало, и к составу дополнительно прицепили грузовые платформы, установив на них скамьи для пассажиров.

Наступил вечер, и паломники двигались по железной дороге от храма к Неве, чтобы там сесть на паром и переправиться на левый берег реки. Вагоны и платформы были набиты битком. На последнем отрезке пути дорога шла под уклон, и здесь приходилось соблюдать особую осторожность. На конечном участке пути рельсы расходились, и одна из веток вела прямо к берегу: очевидно, сюда подгоняли составы с грузом, предназначенным к погрузке на водный транспорт.

Внезапно, как отмечал газетчик, машинист в ужасе заметил, что он идет не к вокзалу, а «прямым путем, упирающимся в тупик над обрывом реки»: что-то пошло не так с переводом стрелки. «Многочисленные пассажиры не заметили грозящего несчастья и не обратили внимания на проход перрона, так как привыкли ко всяким фортелям со стороны кукушечной дороги», - отметил репортер «Петербургского листка» («кукушками» и тогда, и сейчас называли небольшие поезда местного значения).

Поездная бригада среагировала молниеносно: ударили по тормозам, прекратили топить котел, однако паровоз все-таки достиг обрыва и рухнул в воду; машинист с помощником успели выпрыгнуть. Стяжки, сцеплявшие паровоз с вагонами, от рывка лопнули, и вагоны остановились: ни один из них не упал в Неву, и никто из пассажиров не пострадал.

Всю ночь паровоз доставали из реки. «При помощи канатов, подпорок, подъемных кранов, лодок и других приспособлений, при пении «Дубинушки», к утру затонувший паровоз удалось благополучно извлечь на берег», - сообщал репортер. Затем «Сергея» отправили в ремонт.

Ириновская железная дорога еще долго в прежнем своем виде служила горожанам и жителям пригородов. Лишь в 1920-е годы узкоколейку на участке Ржевка - Ириновка заменили на широкую колею (этот железнодорожный путь функционирует по сей день - теперь это Ириновское направление, завершающееся на Финляндском вокзале). А на участке Ржевка - Охта, вдоль нынешнего Ириновского проспекта, дорога была переделана под Пороховскую трамвайную линию.

#железные дороги #авария #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6499) от 09.08.2019 под заголовком ««Сергей» пошел по наклонной».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».