«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века

«Вчерашнее 15-го июля обычное празднество Ильинской Пятницы на Пороховых едва не закончилось для массы паломников весьма печально. На станции «Нева» на Охтенском берегу упал в воду паровоз и каким-то чудом не увлек за собой всего состава поезда», - сообщал «Петербургский листок» в одном из летних номеров 1911 года.

«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века | Фото Александра Рюмина/ТАСС

Фото Александра Рюмина/ТАСС

Станция «Нева» - конечный пункт не существующей ныне Ириновской железной дороги, тянувшейся отсюда до Борисовой Гривы. Вокзал находился на Панфиловой улице, которая тогда выходила к Неве. Строительство стальной магистрали было инициировано бароном Павлом Леопольдовичем Корфом, у которого в поселке Ириновка (предпоследняя станция трассы) была усадьба - отсюда и название этой железнодорожной ветки.

Движение по ней открылось в 1892 году. Железная дорога протяженностью чуть менее 36 км была построена по американскому образцу, с упрощенными требованиями к трассе и инженерным сооружениям, с узкой колеей - 750 мм.

Строительство осуществляла германская фирма «Артур Коппель», которая поставляла и подвижной состав. Первые пять паровозов носили имена самого барона Корфа и его близких: «Юлия», «Мария», «Александра», «Сергей», «Павел». С 1899 года на трассе стали эксплуатироваться американские трехосные паровозы фирмы «Портер», а в 1902 году были пущены паровозы Коломенского завода, однако при повышенном пассажиропотоке задействовали и паровозы-«старички».

Ириновской железной дорогой пользовались дачники, но еще большая нагрузка на нее приходилась в дни церковных празднеств, ведь неподалеку от трассы находилась часовня почитаемой в народе святой мученицы Параскевы Пятницы, в конце XIX века расширенная до размеров храма. Эта пирамидальная церковь в русском стиле, завершенная шатром и луковичной главкой, до наших дней не сохранилась: ее снесли в 1936 году. Сейчас на ее месте установлен памятный крест. А рядом, на шоссе Революции, стоит церковь Ильи Пророка.

...Ранним утром 15 июля 1911 года, в Ильинскую пятницу, паломники со всех концов города и пригородов потянулись к храму Параскевы Пятницы; после было подсчитано, что на празднике побывали около 100 тысяч верующих.

Руководство Ириновской железной дороги запустило дополнительные поезда, один из которых и тянул паровоз «Сергей». Вагонов не хватало, и к составу дополнительно прицепили грузовые платформы, установив на них скамьи для пассажиров.

Наступил вечер, и паломники двигались по железной дороге от храма к Неве, чтобы там сесть на паром и переправиться на левый берег реки. Вагоны и платформы были набиты битком. На последнем отрезке пути дорога шла под уклон, и здесь приходилось соблюдать особую осторожность. На конечном участке пути рельсы расходились, и одна из веток вела прямо к берегу: очевидно, сюда подгоняли составы с грузом, предназначенным к погрузке на водный транспорт.

Внезапно, как отмечал газетчик, машинист в ужасе заметил, что он идет не к вокзалу, а «прямым путем, упирающимся в тупик над обрывом реки»: что-то пошло не так с переводом стрелки. «Многочисленные пассажиры не заметили грозящего несчастья и не обратили внимания на проход перрона, так как привыкли ко всяким фортелям со стороны кукушечной дороги», - отметил репортер «Петербургского листка» («кукушками» и тогда, и сейчас называли небольшие поезда местного значения).

Поездная бригада среагировала молниеносно: ударили по тормозам, прекратили топить котел, однако паровоз все-таки достиг обрыва и рухнул в воду; машинист с помощником успели выпрыгнуть. Стяжки, сцеплявшие паровоз с вагонами, от рывка лопнули, и вагоны остановились: ни один из них не упал в Неву, и никто из пассажиров не пострадал.

Всю ночь паровоз доставали из реки. «При помощи канатов, подпорок, подъемных кранов, лодок и других приспособлений, при пении «Дубинушки», к утру затонувший паровоз удалось благополучно извлечь на берег», - сообщал репортер. Затем «Сергея» отправили в ремонт.

Ириновская железная дорога еще долго в прежнем своем виде служила горожанам и жителям пригородов. Лишь в 1920-е годы узкоколейку на участке Ржевка - Ириновка заменили на широкую колею (этот железнодорожный путь функционирует по сей день - теперь это Ириновское направление, завершающееся на Финляндском вокзале). А на участке Ржевка - Охта, вдоль нынешнего Ириновского проспекта, дорога была переделана под Пороховскую трамвайную линию.

#железные дороги #авария #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6499) от 09.08.2019 под заголовком ««Сергей» пошел по наклонной».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.