«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века

«Вчерашнее 15-го июля обычное празднество Ильинской Пятницы на Пороховых едва не закончилось для массы паломников весьма печально. На станции «Нева» на Охтенском берегу упал в воду паровоз и каким-то чудом не увлек за собой всего состава поезда», - сообщал «Петербургский листок» в одном из летних номеров 1911 года.

«Сергей» пошел по наклонной. История аварии на железной дороге в начале XX века | Фото Александра Рюмина/ТАСС

Фото Александра Рюмина/ТАСС

Станция «Нева» - конечный пункт не существующей ныне Ириновской железной дороги, тянувшейся отсюда до Борисовой Гривы. Вокзал находился на Панфиловой улице, которая тогда выходила к Неве. Строительство стальной магистрали было инициировано бароном Павлом Леопольдовичем Корфом, у которого в поселке Ириновка (предпоследняя станция трассы) была усадьба - отсюда и название этой железнодорожной ветки.

Движение по ней открылось в 1892 году. Железная дорога протяженностью чуть менее 36 км была построена по американскому образцу, с упрощенными требованиями к трассе и инженерным сооружениям, с узкой колеей - 750 мм.

Строительство осуществляла германская фирма «Артур Коппель», которая поставляла и подвижной состав. Первые пять паровозов носили имена самого барона Корфа и его близких: «Юлия», «Мария», «Александра», «Сергей», «Павел». С 1899 года на трассе стали эксплуатироваться американские трехосные паровозы фирмы «Портер», а в 1902 году были пущены паровозы Коломенского завода, однако при повышенном пассажиропотоке задействовали и паровозы-«старички».

Ириновской железной дорогой пользовались дачники, но еще большая нагрузка на нее приходилась в дни церковных празднеств, ведь неподалеку от трассы находилась часовня почитаемой в народе святой мученицы Параскевы Пятницы, в конце XIX века расширенная до размеров храма. Эта пирамидальная церковь в русском стиле, завершенная шатром и луковичной главкой, до наших дней не сохранилась: ее снесли в 1936 году. Сейчас на ее месте установлен памятный крест. А рядом, на шоссе Революции, стоит церковь Ильи Пророка.

...Ранним утром 15 июля 1911 года, в Ильинскую пятницу, паломники со всех концов города и пригородов потянулись к храму Параскевы Пятницы; после было подсчитано, что на празднике побывали около 100 тысяч верующих.

Руководство Ириновской железной дороги запустило дополнительные поезда, один из которых и тянул паровоз «Сергей». Вагонов не хватало, и к составу дополнительно прицепили грузовые платформы, установив на них скамьи для пассажиров.

Наступил вечер, и паломники двигались по железной дороге от храма к Неве, чтобы там сесть на паром и переправиться на левый берег реки. Вагоны и платформы были набиты битком. На последнем отрезке пути дорога шла под уклон, и здесь приходилось соблюдать особую осторожность. На конечном участке пути рельсы расходились, и одна из веток вела прямо к берегу: очевидно, сюда подгоняли составы с грузом, предназначенным к погрузке на водный транспорт.

Внезапно, как отмечал газетчик, машинист в ужасе заметил, что он идет не к вокзалу, а «прямым путем, упирающимся в тупик над обрывом реки»: что-то пошло не так с переводом стрелки. «Многочисленные пассажиры не заметили грозящего несчастья и не обратили внимания на проход перрона, так как привыкли ко всяким фортелям со стороны кукушечной дороги», - отметил репортер «Петербургского листка» («кукушками» и тогда, и сейчас называли небольшие поезда местного значения).

Поездная бригада среагировала молниеносно: ударили по тормозам, прекратили топить котел, однако паровоз все-таки достиг обрыва и рухнул в воду; машинист с помощником успели выпрыгнуть. Стяжки, сцеплявшие паровоз с вагонами, от рывка лопнули, и вагоны остановились: ни один из них не упал в Неву, и никто из пассажиров не пострадал.

Всю ночь паровоз доставали из реки. «При помощи канатов, подпорок, подъемных кранов, лодок и других приспособлений, при пении «Дубинушки», к утру затонувший паровоз удалось благополучно извлечь на берег», - сообщал репортер. Затем «Сергея» отправили в ремонт.

Ириновская железная дорога еще долго в прежнем своем виде служила горожанам и жителям пригородов. Лишь в 1920-е годы узкоколейку на участке Ржевка - Ириновка заменили на широкую колею (этот железнодорожный путь функционирует по сей день - теперь это Ириновское направление, завершающееся на Финляндском вокзале). А на участке Ржевка - Охта, вдоль нынешнего Ириновского проспекта, дорога была переделана под Пороховскую трамвайную линию.

#железные дороги #авария #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6499) от 09.08.2019 под заголовком ««Сергей» пошел по наклонной».


Комментарии