Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории

«Поезд заколыхался. Пассажиры, уже прилегшие, попадали со скамеек. Все бросились к выходу с криками о помощи, давя друг друга. Никто уже не сомневался, что поезд потерпел крушение. Треск ломаного железа, битых стекол, шум паровоза стихли, и пассажиры очутились на полотне дороги». Такова завязка обошедшейся, по счастью, без жертв железнодорожной аварии, случившейся около полуночи 6 сентября 1902 года. «Петербургская газета» и «Петербургский листок» посвятили этому загадочному случаю целую серию репортажей.

Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Пассажирский поезд № 11 отправился со столичного Варшавского вокзала в 22.30. Это был один из заграничных рейсов, связывавших Петербург с Европой. Фешенебельные составы Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися в первую очередь для пассажиров первого класса.

Шедший полным ходом состав приближался к станции Александровская в получасе от города в направлении Гатчины. Здесь и произошла катастрофа. Покинув остановившийся поезд, пассажиры и железнодорожники сквозь дождь и непроглядную тьму устремились к голове состава. В свете кондукторских фонарей предстала следующая картина. Передняя часть паровоза соскочила с трехсаженной (около 6,4 м) насыпи и накренилась вправо, движение локомотива повторили вагоны.

«Поезд весь, так сказать, висит над пропастью, — описывал представившуюся картину прибывший на место катастрофы репортер, — и если принять во внимание быстроту, с какой шел этот скорый поезд, то становится вполне непонятным, каким образом он не свалился под откос...»

Багажный вагон «смяло совершенно», а почтовый «сплюснулся таким образом, что середина крыши углубилась вниз, а края почти сошлись. Одновременно с этим внизу образовалась большая щель, в которую и выпали на путь два почтальона и почтовый чиновник». При падении почтовики не получили ни царапины, но на путь высыпались перевозимая корреспонденция и деньги, которые поезд перевозил за границу.

Служители бросились собирать письма и деньги, но тут у вагона очутились два неизвестных субъекта, устремившиеся к корреспонденции и купюрам. В ночи их заметили не сразу, когда же они попали в луч фонаря обер-кондуктора, то сразу же бросились наутек. Погоня продолжалась недолго: беглецы свернули с насыпи и скрылись в высоких кустах. Как выяснилось, прихватить с собой они ничего не успели.

Когда первоначальная паника улеглась, осмотрели путь. Оказалось, что он был умышленно испорчен: «костыли вывернуты, болты отвинчены». Это откровение, а также поднятый при погоне шум еще больше напугали и так находившихся на взводе пассажиров. «Каждую секунду ждали, что вот послышатся выстрелы, посыплются пули, и на несколько десятков перепуганных и безоружных людей бросятся десятки грабителей...»

Однако нападения не последовало, попавших в переделку пассажиров и железнодорожников на специальном поезде отправили в Петербург. Вскоре следствие выяснило, что буквально за сутки до крушения вблизи той же Александровской, но в другом месте было обнаружено еще одно повреждение пути: «вывинчены все 8 скрепляющих болтов и, кроме того, были еще вынуты 23 костыля». Что это: преступная сеть, нацеленная во что бы то ни стало свалить с насыпи и ограбить «золотой поезд» или проделки охотников до металлических деталей для каких-то своих хозяйственных нужд?

Под подозрение попали молодые дорожные рабочие-поденщики, и тут обнаружился еще один возможный мотив — месть начальству. Отец одного из подследственных, служивший старостой железнодорожных ремонтников, за халатность был переведен в простые рабочие. Может, сын мстил за отца? Впрочем, следствие не смогло доказать виновность арестованных, и они были оправданы. Других подозреваемых не обнаружилось.

Происшествие под Александровской вскрыло немало упущений на железной дороге. Выяснилось, что сторожа обязаны обслуживать слишком протяженные участки пути, при этом получают гроши — всего 150 рублей в год (правда, при этом их обеспечивали бесплатным жильем с огородом). Что же касается безопасности, то, будь преступники смелее и напористее, они вполне могли бы уйти с добычей, ведь охраны поездам не полагалось...

#история #железная дорога #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6269) от 14.09.2018 под заголовком «Под откос».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».