Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории

«Поезд заколыхался. Пассажиры, уже прилегшие, попадали со скамеек. Все бросились к выходу с криками о помощи, давя друг друга. Никто уже не сомневался, что поезд потерпел крушение. Треск ломаного железа, битых стекол, шум паровоза стихли, и пассажиры очутились на полотне дороги». Такова завязка обошедшейся, по счастью, без жертв железнодорожной аварии, случившейся около полуночи 6 сентября 1902 года. «Петербургская газета» и «Петербургский листок» посвятили этому загадочному случаю целую серию репортажей.

Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Пассажирский поезд № 11 отправился со столичного Варшавского вокзала в 22.30. Это был один из заграничных рейсов, связывавших Петербург с Европой. Фешенебельные составы Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися в первую очередь для пассажиров первого класса.

Шедший полным ходом состав приближался к станции Александровская в получасе от города в направлении Гатчины. Здесь и произошла катастрофа. Покинув остановившийся поезд, пассажиры и железнодорожники сквозь дождь и непроглядную тьму устремились к голове состава. В свете кондукторских фонарей предстала следующая картина. Передняя часть паровоза соскочила с трехсаженной (около 6,4 м) насыпи и накренилась вправо, движение локомотива повторили вагоны.

«Поезд весь, так сказать, висит над пропастью, — описывал представившуюся картину прибывший на место катастрофы репортер, — и если принять во внимание быстроту, с какой шел этот скорый поезд, то становится вполне непонятным, каким образом он не свалился под откос...»

Багажный вагон «смяло совершенно», а почтовый «сплюснулся таким образом, что середина крыши углубилась вниз, а края почти сошлись. Одновременно с этим внизу образовалась большая щель, в которую и выпали на путь два почтальона и почтовый чиновник». При падении почтовики не получили ни царапины, но на путь высыпались перевозимая корреспонденция и деньги, которые поезд перевозил за границу.

Служители бросились собирать письма и деньги, но тут у вагона очутились два неизвестных субъекта, устремившиеся к корреспонденции и купюрам. В ночи их заметили не сразу, когда же они попали в луч фонаря обер-кондуктора, то сразу же бросились наутек. Погоня продолжалась недолго: беглецы свернули с насыпи и скрылись в высоких кустах. Как выяснилось, прихватить с собой они ничего не успели.

Когда первоначальная паника улеглась, осмотрели путь. Оказалось, что он был умышленно испорчен: «костыли вывернуты, болты отвинчены». Это откровение, а также поднятый при погоне шум еще больше напугали и так находившихся на взводе пассажиров. «Каждую секунду ждали, что вот послышатся выстрелы, посыплются пули, и на несколько десятков перепуганных и безоружных людей бросятся десятки грабителей...»

Однако нападения не последовало, попавших в переделку пассажиров и железнодорожников на специальном поезде отправили в Петербург. Вскоре следствие выяснило, что буквально за сутки до крушения вблизи той же Александровской, но в другом месте было обнаружено еще одно повреждение пути: «вывинчены все 8 скрепляющих болтов и, кроме того, были еще вынуты 23 костыля». Что это: преступная сеть, нацеленная во что бы то ни стало свалить с насыпи и ограбить «золотой поезд» или проделки охотников до металлических деталей для каких-то своих хозяйственных нужд?

Под подозрение попали молодые дорожные рабочие-поденщики, и тут обнаружился еще один возможный мотив — месть начальству. Отец одного из подследственных, служивший старостой железнодорожных ремонтников, за халатность был переведен в простые рабочие. Может, сын мстил за отца? Впрочем, следствие не смогло доказать виновность арестованных, и они были оправданы. Других подозреваемых не обнаружилось.

Происшествие под Александровской вскрыло немало упущений на железной дороге. Выяснилось, что сторожа обязаны обслуживать слишком протяженные участки пути, при этом получают гроши — всего 150 рублей в год (правда, при этом их обеспечивали бесплатным жильем с огородом). Что же касается безопасности, то, будь преступники смелее и напористее, они вполне могли бы уйти с добычей, ведь охраны поездам не полагалось...

#история #железная дорога #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6269) от 14.09.2018 под заголовком «Под откос».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.