Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории
«Поезд заколыхался. Пассажиры, уже прилегшие, попадали со скамеек. Все бросились к выходу с криками о помощи, давя друг друга. Никто уже не сомневался, что поезд потерпел крушение. Треск ломаного железа, битых стекол, шум паровоза стихли, и пассажиры очутились на полотне дороги». Такова завязка обошедшейся, по счастью, без жертв железнодорожной аварии, случившейся около полуночи 6 сентября 1902 года. «Петербургская газета» и «Петербургский листок» посвятили этому загадочному случаю целую серию репортажей.
Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock
Пассажирский поезд № 11 отправился со столичного Варшавского вокзала в 22.30. Это был один из заграничных рейсов, связывавших Петербург с Европой. Фешенебельные составы Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися в первую очередь для пассажиров первого класса.
Шедший полным ходом состав приближался к станции Александровская в получасе от города в направлении Гатчины. Здесь и произошла катастрофа. Покинув остановившийся поезд, пассажиры и железнодорожники сквозь дождь и непроглядную тьму устремились к голове состава. В свете кондукторских фонарей предстала следующая картина. Передняя часть паровоза соскочила с трехсаженной (около 6,4 м) насыпи и накренилась вправо, движение локомотива повторили вагоны.
«Поезд весь, так сказать, висит над пропастью, — описывал представившуюся картину прибывший на место катастрофы репортер, — и если принять во внимание быстроту, с какой шел этот скорый поезд, то становится вполне непонятным, каким образом он не свалился под откос...»
Багажный вагон «смяло совершенно», а почтовый «сплюснулся таким образом, что середина крыши углубилась вниз, а края почти сошлись. Одновременно с этим внизу образовалась большая щель, в которую и выпали на путь два почтальона и почтовый чиновник». При падении почтовики не получили ни царапины, но на путь высыпались перевозимая корреспонденция и деньги, которые поезд перевозил за границу.
Служители бросились собирать письма и деньги, но тут у вагона очутились два неизвестных субъекта, устремившиеся к корреспонденции и купюрам. В ночи их заметили не сразу, когда же они попали в луч фонаря обер-кондуктора, то сразу же бросились наутек. Погоня продолжалась недолго: беглецы свернули с насыпи и скрылись в высоких кустах. Как выяснилось, прихватить с собой они ничего не успели.
Когда первоначальная паника улеглась, осмотрели путь. Оказалось, что он был умышленно испорчен: «костыли вывернуты, болты отвинчены». Это откровение, а также поднятый при погоне шум еще больше напугали и так находившихся на взводе пассажиров. «Каждую секунду ждали, что вот послышатся выстрелы, посыплются пули, и на несколько десятков перепуганных и безоружных людей бросятся десятки грабителей...»
Однако нападения не последовало, попавших в переделку пассажиров и железнодорожников на специальном поезде отправили в Петербург. Вскоре следствие выяснило, что буквально за сутки до крушения вблизи той же Александровской, но в другом месте было обнаружено еще одно повреждение пути: «вывинчены все 8 скрепляющих болтов и, кроме того, были еще вынуты 23 костыля». Что это: преступная сеть, нацеленная во что бы то ни стало свалить с насыпи и ограбить «золотой поезд» или проделки охотников до металлических деталей для каких-то своих хозяйственных нужд?
Под подозрение попали молодые дорожные рабочие-поденщики, и тут обнаружился еще один возможный мотив — месть начальству. Отец одного из подследственных, служивший старостой железнодорожных ремонтников, за халатность был переведен в простые рабочие. Может, сын мстил за отца? Впрочем, следствие не смогло доказать виновность арестованных, и они были оправданы. Других подозреваемых не обнаружилось.
Происшествие под Александровской вскрыло немало упущений на железной дороге. Выяснилось, что сторожа обязаны обслуживать слишком протяженные участки пути, при этом получают гроши — всего 150 рублей в год (правда, при этом их обеспечивали бесплатным жильем с огородом). Что же касается безопасности, то, будь преступники смелее и напористее, они вполне могли бы уйти с добычей, ведь охраны поездам не полагалось...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6269) от 14.09.2018 под заголовком «Под откос».
Комментарии