Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории

«Поезд заколыхался. Пассажиры, уже прилегшие, попадали со скамеек. Все бросились к выходу с криками о помощи, давя друг друга. Никто уже не сомневался, что поезд потерпел крушение. Треск ломаного железа, битых стекол, шум паровоза стихли, и пассажиры очутились на полотне дороги». Такова завязка обошедшейся, по счастью, без жертв железнодорожной аварии, случившейся около полуночи 6 сентября 1902 года. «Петербургская газета» и «Петербургский листок» посвятили этому загадочному случаю целую серию репортажей.

Крушение поезда под Александровской: нерешенные загадки истории | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock

Пассажирский поезд № 11 отправился со столичного Варшавского вокзала в 22.30. Это был один из заграничных рейсов, связывавших Петербург с Европой. Фешенебельные составы Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися в первую очередь для пассажиров первого класса.

Шедший полным ходом состав приближался к станции Александровская в получасе от города в направлении Гатчины. Здесь и произошла катастрофа. Покинув остановившийся поезд, пассажиры и железнодорожники сквозь дождь и непроглядную тьму устремились к голове состава. В свете кондукторских фонарей предстала следующая картина. Передняя часть паровоза соскочила с трехсаженной (около 6,4 м) насыпи и накренилась вправо, движение локомотива повторили вагоны.

«Поезд весь, так сказать, висит над пропастью, — описывал представившуюся картину прибывший на место катастрофы репортер, — и если принять во внимание быстроту, с какой шел этот скорый поезд, то становится вполне непонятным, каким образом он не свалился под откос...»

Багажный вагон «смяло совершенно», а почтовый «сплюснулся таким образом, что середина крыши углубилась вниз, а края почти сошлись. Одновременно с этим внизу образовалась большая щель, в которую и выпали на путь два почтальона и почтовый чиновник». При падении почтовики не получили ни царапины, но на путь высыпались перевозимая корреспонденция и деньги, которые поезд перевозил за границу.

Служители бросились собирать письма и деньги, но тут у вагона очутились два неизвестных субъекта, устремившиеся к корреспонденции и купюрам. В ночи их заметили не сразу, когда же они попали в луч фонаря обер-кондуктора, то сразу же бросились наутек. Погоня продолжалась недолго: беглецы свернули с насыпи и скрылись в высоких кустах. Как выяснилось, прихватить с собой они ничего не успели.

Когда первоначальная паника улеглась, осмотрели путь. Оказалось, что он был умышленно испорчен: «костыли вывернуты, болты отвинчены». Это откровение, а также поднятый при погоне шум еще больше напугали и так находившихся на взводе пассажиров. «Каждую секунду ждали, что вот послышатся выстрелы, посыплются пули, и на несколько десятков перепуганных и безоружных людей бросятся десятки грабителей...»

Однако нападения не последовало, попавших в переделку пассажиров и железнодорожников на специальном поезде отправили в Петербург. Вскоре следствие выяснило, что буквально за сутки до крушения вблизи той же Александровской, но в другом месте было обнаружено еще одно повреждение пути: «вывинчены все 8 скрепляющих болтов и, кроме того, были еще вынуты 23 костыля». Что это: преступная сеть, нацеленная во что бы то ни стало свалить с насыпи и ограбить «золотой поезд» или проделки охотников до металлических деталей для каких-то своих хозяйственных нужд?

Под подозрение попали молодые дорожные рабочие-поденщики, и тут обнаружился еще один возможный мотив — месть начальству. Отец одного из подследственных, служивший старостой железнодорожных ремонтников, за халатность был переведен в простые рабочие. Может, сын мстил за отца? Впрочем, следствие не смогло доказать виновность арестованных, и они были оправданы. Других подозреваемых не обнаружилось.

Происшествие под Александровской вскрыло немало упущений на железной дороге. Выяснилось, что сторожа обязаны обслуживать слишком протяженные участки пути, при этом получают гроши — всего 150 рублей в год (правда, при этом их обеспечивали бесплатным жильем с огородом). Что же касается безопасности, то, будь преступники смелее и напористее, они вполне могли бы уйти с добычей, ведь охраны поездам не полагалось...

#история #железная дорога #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6269) от 14.09.2018 под заголовком «Под откос».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...