Рыбное царство на Фонтанке

Какой объект городского быта, давно уже ушедший, связывает между собой эти два рисунка Мстислава Добужинского? Ответ прост: живорыбные садки, характерная примета старого Петербурга.

Рыбное царство на Фонтанке | В пейзаже Добужинского и Чернышев мост, и окружающие его здания, и даже садок с распахнутой дверью и отверстием в окне для печной трубы стоят как будто зачарованные собственной красотой... Открытое письмо, издание Общины св. Евгении, 1903 г. РЕПРОДУКЦИЯ.

В пейзаже Добужинского и Чернышев мост, и окружающие его здания, и даже садок с распахнутой дверью и отверстием в окне для печной трубы стоят как будто зачарованные собственной красотой... Открытое письмо, издание Общины св. Евгении, 1903 г. РЕПРОДУКЦИЯ.

В 1901 году, когда Добужинский вернулся из Мюнхена, где в течение двух лет продолжал художественное образование, он писал отцу: «Присматриваюсь теперь к Питеру, как совсем к новому для меня городу, пребывание за границей отучило глаз от всего того специфич[еского], чем полон Питер. <...> Каждый день я переезжаю через Неву, и сколько в ней красоты и нового для глаза, эти ряды барок, живорыбные садки, курьезные набережные. Ряды домов, самой нелепой окраски под серым небом, за пеленой тумана, в котором блестят искрами «иглы» и купола, освещенные солнцем. Много просто фантастического, что так просится быть изображенным».

Через год Добужинский получил заказ от издательства Общины св. Евгении выполнить четыре петербургских пейзажа для воспроизведения на открытках: Александринский театр, Фонтанка у Летнего сада, Банковский и Чернышев мосты. Парадный Петербург - это было не совсем то, что он любил. В те годы облик города быстро менялся, с улиц стремительно исчезали небольшие дома, деревянные особняки, а если оставались, то уже ненадолго, зажатые, как в тисках, новыми высокими зданиями. Городские пейзажи М. В. Добужинского, которые он рисовал для себя, полны поэзии исчезающей старины и романтической печали об умирающем старом быте...

Из четырех заказанных ему рисунков самым неожиданным оказался пейзаж с Чернышевым мостом. Художник выбрал такой ракурс, при котором старинный мост со своими гранитными башнями уступил первый план живорыбному садку. Множество их стояло именно на Фонтанке - главном рынке живой рыбы в городе.

Такой же садок, но уже далеко не на первом плане, мы встречаем еще на одной открытке по рисунку Добужинского, вышедшей в том же издательстве Общины св. Евгении, но только в 1905 году. И опять это Фонтанка, только уже возле Измайловского моста. За ним, чуть вдали, изображен мост, по которому с 1876 года ходила конка. В 1908 году на его месте построили трамвайный мост — от него сейчас остались только береговые устои. Между мостами изображен живорыбный садок.

Все садки были устроены одинаково: на барже делали надстройку, в центральной, более высокой, части устраивали торговое помещение, а по сторонам, там, где видны небольшие окошки, жили рабочие и приказчики. В полу баржи делали прорези с решетчатым дном, и рыба хранилась в проточной воде, откуда ее вылавливали для покупателя. Зимой продавали и мороженую рыбу, привезенную издалека. Но только что пойманную из-подо льда залива и успевшую замерзнуть по дороге рыбу чаще опускали в чаны с водой, стоявшие тут же, в садке, и она оживала.

Иногда и хозяева жили на садке с семьями, с малыми детьми. Вот и у здешнего хозяина Михаила Ивановича Сидорова во «Всем Петербурге на 1906 год» указан адрес: «Фонтанка, садок, против д. 129». И телефон - 22190. Еще один садок М. И. Сидорова стоял на Фонтанке у дома № 114. Хозяином же живорыбного садка у Чернышева моста был Василий Ефимович Романов. Также он торговал рыбой в двух лавках на Ямском рынке. Дела его шли, видимо, неплохо, поскольку в 1908 году В. Е. Романов уже владел собственным домом на Предтеченской улице (ныне ул. Черняховского, 51) - вполне импозантным, довольно внушительных размеров...

#история #пейзаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6376} от 08.02.2019 под заголовком «Рыбное царство на Фонтанке».


Комментарии