«Каналы, дворы, колодцы». Новая выставка пейзажей петербургского художника Бориса Борща

В выставочном зале благотворительного центра «Ева» открылась выставка пейзажей петербургского художника Бориса Борща, приуроченная к его 75‑летию. Он пишет тот самый непарадный старый Петербург, который в последние годы привлекает все больше внимания как горожан, так и многочисленных туристов.

«Каналы, дворы, колодцы». Новая выставка пейзажей петербургского художника Бориса Борща | «Печатный двор». 2021 год/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Печатный двор». 2021 год/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Художник Анатолий Заславский замечательно сказал о творчестве Борща, своего давнего друга и младшего коллеги: «Районы Петербурга, в которые влюбляется Борис, как будто рождаются заново, становясь на картинах новой реальностью. Теперь набережные и мосты Обводного канала, улицы, дома и трубы Петроградской стороны как будто сами находят отношения цвета и тона и четкие ритмические сочленения, чтобы стать картиной, которая настолько гармонична, что может являться моделью мира».

Борщ родился в Могилеве, с детства рисовал, учился в художественной школе, попытался получить художественное образование. Но на экзаменах услышал: «Вам надо еще подучиться, приходите через год-другой». Тогда Борщ с юношеским максимализмом решил, что не будет тратить время на новые попытки стать дипломированным художником, и отправился в самостоятельное творческое плавание.

В 1982 году он перебрался в Ленинград, и здесь его университетами стали художники «арефьевского круга», Владимир Яшке, некоторые участники легендарных выставок середины 1970‑х годов в ДК им. Газа и ДК «Невский», которые интересовались фигуративным экспрессионизмом. Борщ принял участие в большой выставке «От неофициального искусства к перестройке», которая состоялась в 1989 году в «Ленэкспо» и стала первой успешной попыткой устранить деление искусства на соцреализм и андеграунд. Но художник не стремился эффектными жестами немедленно завоевать себе место под не слишком ласковым северным солнцем. Борщ решил «играть вдолгую», постепенно накапливая опыт петербургского живописца.

Снова предоставим слово Заславскому: «Борщ решил для себя, что живопись может получиться только в результате активного созерцания природы и любой другой окружающей действительности. Борис взял этюдник, небольшого размера холсты и картонки и пошел на этюды. С тех пор в любую погоду, преодолевая климатические и разного рода социальные неудобства, беря их в соавторы, он создает небольшие, крепко выстроенные картины».

На нынешней выставке представлены результаты «активного созерцания» последних пяти лет — виды Обводного канала и Кронверкского пролива, дворы и дворы-колодцы Петроградской стороны, старые фабричные трубы и тихие улицы. На мой вопрос, почему преобладают зимние пейзажи, художник ответил, что это лучшее время для вдумчивого рисования. Тогда и мороза не замечаешь.

Выставка работает по 15 мая, понедельник — пятница с 12.00 до 15.00 по адресу: набережная реки Мойки, 58 (вход со двора).


#художник #пейзаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7638) от 05.04.2024 под заголовком «Только на пленэре».


Комментарии