Рубака, дуэлянт, влюбленный. Чем запомнился барон фон Борх?
В моих руках - небольшая, карманного формата книжка под длинным названием «Достославные приключения русского дворянина Борха, отличившегося во время Великой Отечественной войны при изгнании Бонапарта за Пределы Российские и в Заграничную Кампанию, побывавшего в Земле Гишпанской и Португальской, а равно и на Поле Ватерлоском и благополучно воротившегося восвояси». Барон Андрей Семенович фон Борх - совершенно забытый персонаж первых десятилетий XIX века. Зигзаги его судьбы могли бы стать нынче фабулой замысловатого историко-приключенческого сериала.
Евгения Дриго представила, как мог выглядеть сей благородный дворянин, мечтавший о подвигах, славе и любви... РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
- Однажды в отделе рукописей Российской национальной библиотеки мне вместо воспоминаний участника декабристского восстания поручика Алексея Болхова по ошибке принесли малоприметную рукопись в синем коленкоровом переплете, на обложке которой едва прочитывался выведенный чернилами заголовок «Борх». Сначала мы с моей коллегой Ольгой Исаевой хотели вернуть рукопись, но потом настолько увлеклись ее содержанием, что не смогли остановиться, - рассказал «первооткрыватель» Борха Константин Холодилин, старший научный сотрудник Немецкого института экономических исследований в Берлине и профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
В рукописи в стихотворной форме описывались похождения дворянина Борха: «Рубака при Бородино, храбрец и дуэлянт известный...». Он собрал отряд из своих крепостных крестьян и вместе со слугой Пафнутием отправился на войну. Участвовал и в Заграничном походе русской армии, дошел до Парижа. «Его дружина поредела: // Шесть человек из двадцати // В земле уснули по пути, // За правое пав храбро дело». Когда кончилась война, Борх даровал волю участникам отряда, которые дошли с ним до победы.
Но на этом его приключения не закончились. С юности, после Гейдельбергского университета, он мечтал поднять на невиданную высоту русское сельское хозяйство и теперь отправился за андалузскими быками, с помощью которых надеялся улучшить российское стадо... В Испании его ждали любовь, отчаянная месть недоброжелателя, обвинение в измене и отправка в кандалах на галеры. Так бы и сгинул Борх, если бы не верный слуга Пафнутий. Барона силой отбили у стражников, после чего он бежал во Францию.
- Занявшись исследованиями, мы с Константином Холодилиным пришли к выводу, что все, о чем говорилось в рукописи, могло быть описанием подлинных событий. Нет сомнений, что рукопись действительно была написана в первой трети XIX века. Ее автор, который остался неизвестным, мог быть близко знаком с Борхом или по крайней мере не раз слышал эти истории из его уст, - отмечает Ольга Исаева, доцент Московского государственного лингвистического университета.
Ориентируясь на многочисленные намеки, разбросанные в тексте, исследователи отыскали в архивах церковные записи о крещении и бракосочетании барона фон Борха, его послужной список, многочисленные упоминания его имени в реляциях и указах о награждении, переписку Борха с родственниками и друзьями.
«По возвращении в Отчизну Борх поселился в своем Г-ском поместье, где дожил до преклонных лет, окруженный многочисленным семейством. Супруга его - Катерина Георгиевна - та самая дочь севильского горшечника, прибывшая в Россию через год после Борха и отыскавшая своего суженого, и по сию пору живет в деревне Пеньки, ведет хозяйство и обучает испанскому наречию своих внуков», - говорится в биографии барона фон Борха, написанной его племянником надворным советником А. С. Вульфом-Волковским. Она хранится в том же отделе рукописей РНБ.
Следов от бывшей усадьбы в деревне Пеньки Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии не осталось. По-видимому, поместье погибло в огне революций и Гражданской войны...
Читайте также о том, почему Анна Иоанновна запретила проносить покойников мимо дворца.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6448) от 29.05.2019 под заголовком «Похождения барона Борха».
Комментарии