Подавил восстание декабристов. Шеф жандармов, генерал от кавалерии Александр Бенкендорф
Александр Бенкендорф, первый шеф жандармов и одновременно начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии родился 4 июля 1782 года. Герой войны 1812 года Александр Христофорович прошел большой боевой путь. Отправился добровольцем в армию, воевавшую против турок, где проявил себя храбрым офицером. Особо отличился в сражениях против Наполеона. В день восстания декабристов командовал правительственными войсками.

Портрет Александра Бенкендорфа кисти Джорджа Доу / Public Domain
Александр Бенкендорф родился в Ревеле (ныне Таллин) в семье генерала и баронессы. Таким образом, ему изначально был определен путь к военной службе, разумеется, в столице Российской Империи. В 16 лет юноша был принят в лейб-гвардии Семеновской полк – тогдашнюю кузницу офицерских кадров.
В войне 1805—1807 годов, первом этапе наполеоновских войн, состоял при генерале графе Толстом и участвовал в нескольких сражениях. В 1809 году отправился охотником (добровольцем) в армию против турок. В 1811 году командовал Чугуевским уланским полком и наголову разбил вражеские отряды под болгарской крепостью Рущук.
В первые недели наполеоновского вторжения Александр Бенкендорф командует авангардом отряда барона Винценгороде, под его предводительством отряд произвел блистательную атаку при Велиже. В период преследования французской армии отряд Бенкендора взял и плен трех генералов и более 6 000 наполеоновских солдат. После освобождения Москвы был назначен комендантом разоренной столицы.
Отличился в военных кампаниях 1813-1814 годов. В 1813 году во главе «летучих» отрядов разбил французов при Темпельберге, за что был удостоен ордена «Святого Георгия» III степени. За беспримерное мужество, проявленное во время трехдневного прикрытия прохода русских войск к Дессау и Роскау, был награжден золотой саблей с алмазами. В 1814-м в сражении под Красным командовал всей конницей графа Воронцова.
После окончания наполеоновских войн продолжал военную службу, командуя различными дивизиями и полками. Отличился при наводнении 1824 года в Санкт-Петербурге. Александр Бенкендорф, будучи на балконе Зимнего дворца с императором Александром I, сбросил с себя плащ, доплыл до катера, на котором находился мичман гвардейского экипажа Беляев. До 3-х часов ночи вместе они успели спасти большое число людей. За действия во время наводнения Император наградил Бенкендорфа бриллиантовой табакеркой.
Талант к сыску проявился у Бенкендорфа еще да событий 1825 года, довВосстания декабристов. Как утверждают, в 1821 году начальник штаба Гвардейского корпуса Александр Бенкендорф передал императору записку от некоего информатора, в которой сообщалось о тайном обществе «Союз Благоденствия» и предлагалось принять меры, вплоть до ликвидации лидеров общества. Однако Александр I не дал делу ход. Возможно, что именно эта небрежность привела к восстанию 1825 года.
В день восстания декабристов, 26 декабря 1825 года, генерал Бенкендорф командовал правительственными войсками, расположенными на Васильевском острове. Потом был членом Следственной комиссии по делу декабристов, чем заслужил особое доверие у вступившего на престол императора Николая I.
В январе 1826 года Бенкендорф представил Императору «Проект об устройстве высшей полиции», в котором писал о том, какими качествами должен обладать ее шеф и о необходимости его безусловного единоначалия. Императору идея понравилась, по записке Бенкендорфа в России было создано Третье, жандармское отделение. Шефом жандармов, а также главным начальником Собственной Его Императорского Величества канцелярии был назначен Александр Бенкендорф.

Портрет А. Х. Бенкендорфа в мундире Лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона, копия Егора Ботмана с картины Франца Крюгера / Public Domain
Глава Третьего отделения поделил Россию на 8 государственных округов. В каждом - от 8 до 11 губерний. В каждой губернии - по жандармскому отделению. И все эти нити сходились в Санкт-Петербурге на углу набережной Мойки и Гороховой, в штаб-квартире Третьего отделения.
В результате Бенкендорф создал систему, проникающую во все сферы жизни общества, обладающую невероятной властью. По оценке Герцена, систему, стоявшую «вне закона и над законом, имевшую право вмешиваться во все». Запомнился Бенкендорф также презрением к чиновникам. Он вошел в историю как жесткий борец с распространенными тогда взяточничеством и бюрократизмом.
«Чиновники – сословие, пожалуй, является наиболее развращенным. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов – вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят и не только отдельные, наиболее крупные из них, но в сущности все, так как им известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят всех, кто преследует взяточничество, и бегут от них, как сова от солнца», – писал Бенкендорф.

Как сказано, либеральная общественность вменяла в вину генералу, что он сформировал в Россию «чудовищную систему царского сыска, произвола и политического террора», а его Третье отделение занималось надзором за политически неблагонадежными лицами. Однако политические дела составляли лишь малую часть деятельности отделения, в основном его сотрудники отслеживали экономические и должностные преступления: мошенничество подрядчиков, казнокрадство, взяточничество.
В историю вошло неприятие шефа жандармов Александром Пушкиным. В 1826-1829 годах Третье отделение вело тщательный тайный надзор за поэтом. Бенкендорф лично расследовал очень неприятное для Пушкина дело «о распространении «Андрея Шенье» и «Гавриилиады». Поэта же приводила в ярость введенная Бенкендорфом в практику перлюстрация частных писем.
«Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться...», - писал в письмах Пушкин, как будто специально, чтобы эти слова прочитал шеф жандармов и Император.
Не смотря за активный надзор за поэтом, жандармское отделение не помешало убийству Александра Пушкина на дуэли. Кстати, дуэли тогда уже были запрещены.
Между тем, Александр Бенкендорф и сам занимался литературными трудами. Его мемуары отыскали через добрых полтора века после смерти в 1844 году. Было признано, что написаны они не служакой-жандармом, а человеком просвещенным, патриотом России.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материалы рубрики
Борец с украинским национализмом, организатор ликвидации Троцкого. Генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов
Опередил свое время. Историк — о реформах Сперанского
Сухопутный бой адмирала. История покушения на Федора Дубасова
Ввел негласный секретный надзор. Генерал-адъютант Игнатьев
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии