Сухопутный бой адмирала. История покушения на Федора Дубасова

«Вчера, 2‑го декабря, около 1 часу дня в Петербурге необычайно быстро распространилось сенсационное известие о нападении бомбистов на бывшего московского генерал-губернатора, вице-адмирала Ф. В. Дубасова. Преувеличенная по обычаю молва расписывала фантастически историю покушения и говорила о тяжелом ранении адмирала, который таким образом вторично подвергся нападению террористов», — сообщал «Петербургский листок» 3 декабря 1906 года.

Сухопутный бой адмирала. История покушения на Федора Дубасова | Фото: Pixabay / Hans

Фото: Pixabay / Hans

Вице-адмирал Федор Дубасов получил известность благодаря жестокому подавлению декабрьского вооруженного восстания 1905 года в Москве, ­после чего он вполне ожидаемо стал целью террористов. Весной 1906 года, когда эсер-террорист метнул бомбу в его экипаж, погибли сам бомбист и адъютант вице-адмирала. Ранения получили кучер и Дубасов.

После этого покушения генерал-губернатор был отправлен в отставку, лечился за границей, а после приехал в Петербург. Здесь он поселился в четырехэтажном доме на углу Сергиевской и Потемкинской улиц, принадлежавшем его жене Александре, сестре ­министра внутренних дел ­Дмитрия Сипягина, убитого террористом в 1902 году. Рядом находится Таврический сад, в котором любил прогуливаться Дубасов.

Репортер «Петербургского листка» сообщал: «Особенно часто прогуливался он по аллее вблизи зданий Государственной Думы, где недалеко от Таврического пруда возвышается небольшой холм, мимо которого бежит канавка-речка». По утверждению журналиста, вице-адмирала по обыкновению сопровождали «агенты личной охраны» в штатском.

На такой променад Дубасов отправился и 2 декабря 1906 года. Незадолго до начала этой прогулки в Таврический сад со стороны Кирочной улицы вошли два молодых человека — высокий блондин и коренастый брюнет. Сад был открыт для ­публики, но сторожа пропускали посетителей «с разбором». Молодые люди подозрений не вызвали.

Побродив, они уселись на скамейку неподалеку от излюбленного Дубасовым холма, часть которого в тогдашнее зимнее время была превращена в горку. Здесь резвились ученицы находившегося рядом женского четырехклассного училища, а также дети окрестных жильцов с няньками и боннами.

Едва Дубасов стал подниматься на холм, злоумышленники вскочили со скамейки, приблизились к вице-адмиралу с разных сторон на расстояние двадцати шагов и открыли огонь. Дубасов не растерялся и, как сообщал по свежим следам репортер, «быстро бросился к блондину, который не ожидал такого натиска». Стрелок уклонился, и тут под ноги вице-адмиралу полетели бомбы. «Адмирал упал от ­сотрясения воздуха».

В саду началась паника, дети и няньки с криками разбежались по аллеям. К месту взрывов уже подоспели переодетые агенты и оказавшиеся рядом сторожа. Совместными усилиями они скрутили блондина. Второй злоумышленник был схвачен при выходе из сада.

Вице-адмирал отделался легкой контузией. Вечером он пригласил к себе смелых сторожей Таврического сада, содействовавших поимке преступников, и вручил им денежные подарки. А горка тем временем стала объектом паломничества: петербуржцы стекались сюда, чтобы поглазеть на место преступления, рассматривали дерево со следами пуль…

Суд над террористами был скорым. Василий Березин и Петр Воробьев были приговорены к смертной казни и повешены 4 декабря 1906 года. Однако суровая расправа не остановила теракты в столице: 21 декабря того же года террорист застрелил петербургского градоначальника В. Ф. фон дер Лауница.

Что же касается Дубасова, то через несколько дней после теракта в Таврическом саду он был произведен в адмиралы. В последние годы жизни он все чаще болел, но активно ­содействовал строительству в Петербурге храма Спас-на-Водах, посвященного памяти моряков, павших в Цусимском сражении. Умер адмирал в 1912 году, накануне своего 67‑го дня рождения, похоронен в Александро-Невской лавре.

«Разобранные части древнего храма из села Кончанского, по прибытии на Николаевский вокзал 22‑го марта, были нагружены на 50 подвод рабочими от всех гвардейских полков и перевезены на Преображенский плац. Бревна, доски и другой строительный материал, весь перенумерованный, был бережно сложен в несколько отдельных групп, и на следующий день было приступлено к сооружению храма, который будет вполне готов уже на этой неделе».

«Петербургский листок», 

26 марта 1900 г.

«Петроград придумал остроумный способ пожертвования. За сто старых трамвайных билетиков город предложил один обед малосостоятельному беженцу. Всю работу по сбору билетов приняли на себя петроградские артисты. Если у вас накопится нужное количество старых трамвайных билетов, зайдите в любой петроградский театр и отдайте актерам. Это самый удобный способ передачи. От актеров билеты поступят к артисту Александринскаго театра С. В. Прагину, который известил театры об этом новом деле благотворения, а от него к городу. Город справедливо считает, что из каждых поступающих к нему пяти рублей трамвайнаго оборота, без ущерба для городского хозяйства, можно накормить беженца. Пример, достойный подражания».

«Нива», 18 (31) декабря 1915 г.

«В этом году Ленинград превращается в крупнейший аэропорт Советского Союза. В ближайшие дни вступает в эксплуатацию ночная линия Ленинград — Москва. С весны начнет работать гидролиния Ленинград — Петрозаводск. С весны будет работать также международная линия Ленинград — Таллин — Рига — Кенигсберг — Берлин. В оборудовании линии Ленинград — Москва огромную роль сыграл комсомол».

«Смена», 14 января 1932 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #покушение #государственные деятели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7113) от 18.02.2022 под заголовком «Сухопутный бой адмирала».


Комментарии