Реформатор Смольного института. Исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского

В советское время его именем называли учебные заведения и улицы. Он стал символом передовой педагогической науки, его представляли демократом, пострадавшим от царского самодержавия, и при этом совершенно замалчивали его христианские воззрения и консервативные взгляды в политике. В эпоху перестройки были подняты на щит иные педагогические авторитеты, среди которых нашему герою места не нашлось…

Реформатор Смольного института. Исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского | Портрет Константина Ушинского датирован 1859 годом: именно тогда он, покинув пост инспектора классов Гатчинского сиротского института, перешел в Смольный институт благородных девиц./Репродукция. ФОТО автора

Портрет Константина Ушинского датирован 1859 годом: именно тогда он, покинув пост инспектора классов Гатчинского сиротского института, перешел в Смольный институт благородных девиц./Репродукция. ФОТО автора

Несколько штрихов к биографии Константина Дмитриевича Ушинского, которого еще при жизни называли «первым российским народным педагогом». Он родился 3 марта (по новому стилю) 1823 года в Туле, происходил из обедневшего дворянского рода. Его детство прошло в Черниговской губернии, до гимназии приходилось добираться пешком, путь был неблизкий — четыре версты. Пока шел, любовался красотами русской природы. Впоследствии Ушинский замечал: «Несколько часов среди полей и лесов стоят больше, чем недели за партой».

В 1844 году он окончил юридический факультет Московского университета, ему довелось побывать и чиновником, и журналистом, и преподавателем в различных учебных заведениях. Но все же он решил заниматься педагогикой, считая, что это и его призвание, и величайшее дело в истории.

Ушинский считал, что каждый народ должен иметь свою систему воспитания, которая отражает национальные особенности. Возможность попробовать себя он получил, когда в 1859 году стал инспектором классов в Смольном институте благородных девиц. К тому времени это было очень консервативное и закрытое воспитательное учреждение, отличавшееся едва ли не казарменными порядками. Педагог взял на себя непростой труд по его реформированию.

По составленному и утвержденному им проекту были сокращены сроки обучения и длительность уроков, преобразованы расписание занятий и содержание предметов. К примеру, русский язык стал ­центральным предметом для младшего возраста, им стали заниматься пять раз в неделю. Прежде, как это было принято в дворянских семьях, все внимание уделялось французскому языку.

Инспектор был поражен, насколько плохо 15‑летние воспитанницы Смольного института умеют выражать свои мысли на русском языке. Специально для смолянок Ушинский подготовил и издал хрестоматию для чтения «Детский мир». Она стала первым в России оригинальным, а не переводным, обучающим пособием для развития речи и мышления, из которого вышли все наши современные учебники и хрестоматии по русскому языку и литературе.

Впервые педагог ввел в книги для детей фольклор, ведь прежде в них не было загадок, пословиц, народных сказок. Эстетическое чутье инспектора привело к тому, что выбранные им произведения Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Тургенева до сих пор входят в учебники по чтению.

Когда Ушинский приступал к реформам, он понимал, что успех зависит от учителей, поэтому обновил учительский состав Смольного института. Им были приглашены в штат переводчик и детский писатель Василий Водовозов, историк Михаил Семевский, педагог и детский поэт Лев Модзалевский, педагог, писатель и географ Дмитрий Семенов.

Чтобы выработать общий план действий, инспектор устраивал в своей казенной квартире в Смольном «педагогические четверги». «Мы думали обновить Россию только упорным трудом и светом образования», — вспоминал Дмитрий Семенов. Впоследствии участники этих «четвергов» возглавляли учебные заведения, создавали учебники и методические пособия, работали в педагогических обществах. Словом, стали цветом педагогической мысли в России.

Ушинский добился того, чтобы в старших классах смолянкам, как будущим матерям, стали преподавать гигиену и педагогику. Он считал, что представительницу дворянского сословия надо воспитывать не как «эфемерное создание, вечно отдыхающее на ложе из роз», а как помощницу мужа, воспитательницу своих и чужих детей. В самом Смольном институте Ушинский создал для девочек специальные педагогические классы, где готовили профессиональных учительниц.

Три года работы инспектором в Смольном стали вершиной творческой и административной деятельности Ушинского. Благодаря его работе институт совершенно преобразился. «Смольный точно сказочный русский богатырь после долгой столетней спячки воспрянул духом и хотел наверстать потерянное время. Все, и учителя, и ученицы, казалось, спешили отличиться друг пред другом», — замечал ­Дмитрий Семенов.

В своих преобразованиях инспектор касался и вопросов воспитания. Считал, что им должны заниматься не только классные дамы во главе с начальницей Смольного, но и учителя, которым не следовало ограничиваться только обучением. По предложению Ушинского девочек на каникулы стали отпускать домой (раньше на протяжении всего девятилетнего периода обучения они не покидали стен института). Порядок жизни воспитанниц становился более разумным, естественным и гуманным.

Нетрудно догадаться, что своими независимыми и резкими суждениями Ушинский нажил немало врагов среди служащих Смольного института и его руководства. Начальница института Мария Леонтьева, выбрав удобный момент, пожаловалась на Ушинского и его коллег в вышестоящую инстанцию — ведомство императрицы Марии Федоровны. Обвинения в основном касались личных разговоров в домашней обстановке. Началось расследование, инспектору пришлось покинуть Смольный, вместе с ним уволились многие педагоги. Ушинский был отправлен в почетную командировку за границу, в учебных заведениях с тех пор он больше не работал.

Тем не менее реформы в институте не были свернуты: их продолжил другой инспектор, Константин Тимофеев, они были распространены на все женские институты благородных девиц и на женские гимназии.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #педагоги #учителя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7366) от 02.03.2023 под заголовком «Реформатор Смольного института ».


Комментарии