Подрывная «Голубая дача». История ленинградской «школы диверсантов»

Одна из не самых известных страниц жизни Ленинграда во время войны - подготовка разведчиков и диверсантов. Понятно, что тема была строжайше секретной, да и сегодня, несмотря на то что после войны прошло уже больше семидесяти лет, архивы ФСБ не особенно стремятся раскрывать свои тайны. Я попытался собрать воедино крупицы тех сведений, что в разное время появлялись в открытых источниках.

Подрывная «Голубая дача». История ленинградской «школы диверсантов» | Иллюстрация Pixabay

Иллюстрация Pixabay

Первая в Ленинграде разведшкола (она также имела и порядковый № 1) была открыта в сентябре 1941 года в Лисьем Носу на «Голубой даче». Находилась она, по некоторым данным, в деревянном домике на краю старого артиллерийского полигона. Обучали там подрывному делу. Начальником школы был майор Белогуров, погибший в начале 1943 года от взрыва немецкой мины, замаскированной под бытовые предметы.

Разведшкола № 2 была открыта в сентябре 1941 года на 16-й линии Васильевского острова, 81. «Здесь, на 16-й линии, стояла часовенка, а бок о бок с ней - небольшой двухэтажный дом, очень неприметный, с облупившейся штукатуркой на фасаде и с облезлыми окнами», - отмечал Игорь Лисочкин в документальной повести о разведчиках-диверсантах «Бой за линией фронта». Речь идет о часовне во имя Святых Сергия и Германа Валаамских, построенной в 1896 году и разобранной в блокаду на дрова.

Руководителем школы № 2 был назначен сын немецкого политэмигранта-коммуниста капитан Роберт Рейх. Один из курсантов вспоминал, что Рейх менял внешность: иногда ходил с приклеенной бородой и просил называть его «дядя Миша».

Первичный отбор кандидатов в школу вели по рекомендациям райкомов комсомола и курсов всевобуча. Многим из кандидатов не было и 18 лет. В зависимости от выбранной специальности (радист, минер-подрывник либо разведчик-наблюдатель) обучение длилось от трех до шести месяцев. Программа включала обязательную для всех физическую, огневую, водительскую подготовку и прыжки с парашютом.

Огневая подготовка курсантов школы № 2 проходила на стадионе «Динамо». Затем группы из четырех-пяти человек перебрасывали самолетами в зоны базирования наиболее крупных партизанских бригад Ленинградской, Псковской и Новгородской областей для разведки и диверсий на транспортных коммуникациях, по которым шли основные военные перевозки противника.

В июле 1942 года разведшкола №2 перебазировалась с 16-й линии в Лесной и заняла несколько брошенных двухэтажных домиков на Прибытковской, Большой Спасской и Беклешовской улицах. Сейчас это район между площадью Мужества, Гражданским проспектом и улицей Хлопина. По всей видимости, в «Сосновке», Пискаревском парке и окружающих их полях готовить диверсантов было удобнее, чем у Смоленского кладбища.

Однако полностью скрыть наличие разведшколы от местного населения не удалось. Старожилы Лесного и Гражданки смутно вспоминают о «чем-то партизанском», связанном с этим местом. Старожил Гражданки Лев Голованов рассказывал мне, что однажды в 1943 году взорвался склад с оружием и боеприпасами. Народная молва утверждала, что будто бы он остался от партизанского отряда, который стоял на отдыхе после прорыва блокады. Другое свидетельство относится к 1960-м годам, когда сносили деревянные дома и сараи между ул. Хлопина и пр. Непокоренных. Под полом одного из сараев мальчишки нашли ящики стволов от разного стрелкового оружия. Очень возможно, что взорвавшийся склад и ржавые стволы принадлежали как раз разведшколе...

Делом жизни и смерти для разведчиков была бесперебойная связь с Центральным штабом партизанского движения. С конца августа 1942 года ее обеспечивал радиоузел Ленинградского штаба партизанского движения. Он находился недалеко от разведшколы № 2 - на Старопарголовском проспекте (ныне пр. Тореза). Встречаются упоминания, что он размещался в неприметном, окруженном металлической оградой, двухэтажном особняке. Рядом в деревянном домике поселился личный состав радиоузла, чуть подальше, в землянке, оборудовали приемную станцию-дублер. Основная передающая станция разместилась в здании Военной академии связи, а по соседству с ней, в одной из средних школ, находился дубль этой станции.

Нельзя не упомянуть и нелегальную ленинградскую партийную организацию, созданную по решению бюро горкома ВКП(б) от 25 октября 1941 года. Подробные отчеты о работе организации готовил ее руководитель Михаил Жагулло - для секретаря обкома ВКП(б) Алексея Кузнецова. Основной задачей организации была подпольная работа в случае захвата Ленинграда врагом. Проводилась подготовка бойцов, которые изучали взрывное, стрелковое и санитарное дело, элементы конспиративной работы.

Вот что писал Жагулло 2 июня 1943 года: «Основную направляющую зарядку члены формирований получают на краткосрочных сборах. Первый сбор по 10 - 12 человек проводился в октябре - декабре 1942 г. по 6 дней в школе НКВД, где изучалось подрывное дело и опробовалось личное оружие. Слабая загрузка учебного дня, отсутствие дисциплины и нарушение конспирации по вине руководителя школы заставило отказаться нас от услуг НКВД и организовать свой учебный пункт в Выборгском районе на стадионе «Пищевик» под названием учебно-испытательного полигона Научно-исследовательского института № 3 (НИИ-3) Наркомата вооружения...».

Стадион «Пищевик» (ныне «Спартак») находился в северо-западной части Удельного парка. Вероятно, учебный пункт там действовал до октября 1943 года, когда нелегальная организация была частично распущена (полностью это произошло в феврале 1944 года).

Хорошо известны героические дела ленинградских партизан, разведчиков и диверсантов. Но придет ли время, когда мы узнаем так же много о тех, кто готовил их к работе в тылу врага?

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «На «Голубой даче» учили подрывников».

#история #Ленинград #ВОВ #диверсанты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.


Комментарии