Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей

«Царица сцены: оперное искусство в русском театре» - так называется историко-документальная выставка, которая откроется 27 марта, в Международный день театра, в Российском государственном историческом архиве. Многие документы, представленные на ней, демонстрируются впервые. Например, грамота, пожалованная императором Александром II архитектору Альберту Кавосу, строителю Мариинского театра, возводящая того в дворянское достоинство... Наш собеседник - куратор выставки Татьяна Богданова, заместитель начальника отдела информации и научного использования документов РГИА.

Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Известно ли точно, когда опера пришла на петербургскую сцену?


- В 1735 году в Петербург прибыла итальянская труппа под руководством композитора Франческо Арая. На нашей выставке как раз можно увидеть документы о назначении ей жалованья. С приездом итальянцев на императорской сцене и появились первые оперные спектакли - «Сила любви и ненависти», «Беллерофонт», «Александр в Индии» и многие другие.

Однако труппа была малочисленна, и в ту же пору в опере начали дебютировать и русские певцы. 12 июля 1783 года именным указом личному статс-секретарю Адаму Олсуфьеву императрица Екатерина II повелела образовать Особый Комитет для управления различными зрелищами и музыкой. В указе записано: «Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер».

Важной вехой стало прибытие в Россию в конце XVIII века итальянского композитора Катерино Кавоса (отца будущего архитектора), создавшего здесь музыку более чем к тридцати оригинальным операм на различные сюжеты, в том числе из русской истории. Благодаря его усилиям русская труппа была разделена сначала на драматическую и музыкальную, а затем музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году Кавос стал капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и музыкальным педагогом в театральном училище.

Кстати, именно Кавос решил судьбу постановки Михаила Глинки «Жизнь за царя». Директору театров Гедеонову первая русская классическая опера сначала не понравилась. Кавос же по достоинству оценил работу композитора-дебютанта, хотя на императорской сцене еще с 1815 года с успехом шла его собственная опера на тот же сюжет. Некоторое время обе постановки даже соседствовали в репертуаре. Катерино сам дирижировал на премьере «Жизни за царя», состоявшейся в 1836 году.

На выставке можно увидеть личные дела Осипа Петрова, первого исполнителя роли Сусанина, и Анны Воробьевой, исполнившей роль Вани. Нестор Кукольник, поэт и драматург, позднее писал о первом представлении «Жизни за царя»: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины, даже сам царь прослезился».

Сразу после успешной премьеры Гедеонов предписал Конторе императорских санкт-петербургских театров выделить актрисе Воробьевой «за отличное усердие к службе и ревностное исполнение своих обязанностей» небольшую квартиру. А Осипу Петрову повысили гонорар.

Любопытно, что изначально партия Вани была небольшой, но композитор был так очарован исполнением Анны Воробьевой, что специально дописал новую большую сцену у монастыря. Это стало своеобразным подарком композитора солистам, которые готовились к свадьбе. За тридцать лет после премьеры Осип Петров 273 раза исполнил роль Сусанина, и в 1866 году Русское музыкальное общество торжественно преподнесло ему на серебряном подносе вызолоченный кубок с лавровым венком.

- Новые оперы требовали и новых солистов?


- Безусловно! Более того, они вдохновляли авторов музыки. Так, для того же Осипа Петрова композиторы специально писали партии в своих операх: Даргомыжский - Мельника в «Русалке», Мусоргский - Варлаама в «Борисе Годунове»...

Спектакли часто посещали представители царской фамилии, и любимые солисты получали от них не только почетные звания, но и подарки. Любопытный случай произошел в 1904 году, когда за участие в спектаклях Эрмитажного театра Федору Шаляпину высочайше были пожалованы золотые часы стоимостью 150 рублей, изготовленные фирмой Павла Буре. Однако певец совершил беспрецедентный поступок - вернул подарок.

По Петербургу ходили слухи, что Шаляпин посчитал такую награду недостойной для себя, поскольку часы, которые он носил обычно, стоили намного дороже. И тогда «исполнявший должность» директора императорских театров Владимир Теляковский вынужден был просить министра императорского двора заменить часы на более дорогие. Украшение бриллиантами увеличило стоимость подарка в три раза.

Кстати, на выставке представлены документы, рассказывающие еще об одном случае из жизни великого артиста. Они связаны с бракоразводным процессом семьи Антоновичей. В качестве доказательств измены своей супруги Елены Федоровны муж, кадровый военный в чине ротмистра, представил фотографии Шаляпина с дарственной надписью некоей «Леночке»...

Певец в ответ заявил, что по этому делу «ничего не знает и никаких объяснений представить не может». А поскольку свидетели по делу, некие Эльфантель и Стефанович, проходили в подобном качестве во многих других бракоразводных делах Волынской епархии, возник вопрос: не являются ли они подставными лицами? Синод так и не дал разрешения на развод, посчитав предоставленные доказательства недостаточными.

- Есть ли в экспозиции то, что удивило лично вас?


- Театральный телефон - своего рода предтеча сегодняшних телетрансляций из мировых оперных театров. Еще в начале 80-х годов XIX века под эгидой Русского технического общества проводились опыты по передаче оперных спектаклей по телефону - через микрофоны, установленные в императорских театрах.

В начале XX века такие телефоны проводили в свои дома многие состоятельные горожане. Провел его, к примеру, в 1903 году в свой только что построенный особняк на Каменноостровском проспекте и председатель Комитета министров Сергей Витте.

#история #наследие #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком «Опера по телефону».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...