Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей

«Царица сцены: оперное искусство в русском театре» - так называется историко-документальная выставка, которая откроется 27 марта, в Международный день театра, в Российском государственном историческом архиве. Многие документы, представленные на ней, демонстрируются впервые. Например, грамота, пожалованная императором Александром II архитектору Альберту Кавосу, строителю Мариинского театра, возводящая того в дворянское достоинство... Наш собеседник - куратор выставки Татьяна Богданова, заместитель начальника отдела информации и научного использования документов РГИА.

Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Известно ли точно, когда опера пришла на петербургскую сцену?


- В 1735 году в Петербург прибыла итальянская труппа под руководством композитора Франческо Арая. На нашей выставке как раз можно увидеть документы о назначении ей жалованья. С приездом итальянцев на императорской сцене и появились первые оперные спектакли - «Сила любви и ненависти», «Беллерофонт», «Александр в Индии» и многие другие.

Однако труппа была малочисленна, и в ту же пору в опере начали дебютировать и русские певцы. 12 июля 1783 года именным указом личному статс-секретарю Адаму Олсуфьеву императрица Екатерина II повелела образовать Особый Комитет для управления различными зрелищами и музыкой. В указе записано: «Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер».

Важной вехой стало прибытие в Россию в конце XVIII века итальянского композитора Катерино Кавоса (отца будущего архитектора), создавшего здесь музыку более чем к тридцати оригинальным операм на различные сюжеты, в том числе из русской истории. Благодаря его усилиям русская труппа была разделена сначала на драматическую и музыкальную, а затем музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году Кавос стал капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и музыкальным педагогом в театральном училище.

Кстати, именно Кавос решил судьбу постановки Михаила Глинки «Жизнь за царя». Директору театров Гедеонову первая русская классическая опера сначала не понравилась. Кавос же по достоинству оценил работу композитора-дебютанта, хотя на императорской сцене еще с 1815 года с успехом шла его собственная опера на тот же сюжет. Некоторое время обе постановки даже соседствовали в репертуаре. Катерино сам дирижировал на премьере «Жизни за царя», состоявшейся в 1836 году.

На выставке можно увидеть личные дела Осипа Петрова, первого исполнителя роли Сусанина, и Анны Воробьевой, исполнившей роль Вани. Нестор Кукольник, поэт и драматург, позднее писал о первом представлении «Жизни за царя»: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины, даже сам царь прослезился».

Сразу после успешной премьеры Гедеонов предписал Конторе императорских санкт-петербургских театров выделить актрисе Воробьевой «за отличное усердие к службе и ревностное исполнение своих обязанностей» небольшую квартиру. А Осипу Петрову повысили гонорар.

Любопытно, что изначально партия Вани была небольшой, но композитор был так очарован исполнением Анны Воробьевой, что специально дописал новую большую сцену у монастыря. Это стало своеобразным подарком композитора солистам, которые готовились к свадьбе. За тридцать лет после премьеры Осип Петров 273 раза исполнил роль Сусанина, и в 1866 году Русское музыкальное общество торжественно преподнесло ему на серебряном подносе вызолоченный кубок с лавровым венком.

- Новые оперы требовали и новых солистов?


- Безусловно! Более того, они вдохновляли авторов музыки. Так, для того же Осипа Петрова композиторы специально писали партии в своих операх: Даргомыжский - Мельника в «Русалке», Мусоргский - Варлаама в «Борисе Годунове»...

Спектакли часто посещали представители царской фамилии, и любимые солисты получали от них не только почетные звания, но и подарки. Любопытный случай произошел в 1904 году, когда за участие в спектаклях Эрмитажного театра Федору Шаляпину высочайше были пожалованы золотые часы стоимостью 150 рублей, изготовленные фирмой Павла Буре. Однако певец совершил беспрецедентный поступок - вернул подарок.

По Петербургу ходили слухи, что Шаляпин посчитал такую награду недостойной для себя, поскольку часы, которые он носил обычно, стоили намного дороже. И тогда «исполнявший должность» директора императорских театров Владимир Теляковский вынужден был просить министра императорского двора заменить часы на более дорогие. Украшение бриллиантами увеличило стоимость подарка в три раза.

Кстати, на выставке представлены документы, рассказывающие еще об одном случае из жизни великого артиста. Они связаны с бракоразводным процессом семьи Антоновичей. В качестве доказательств измены своей супруги Елены Федоровны муж, кадровый военный в чине ротмистра, представил фотографии Шаляпина с дарственной надписью некоей «Леночке»...

Певец в ответ заявил, что по этому делу «ничего не знает и никаких объяснений представить не может». А поскольку свидетели по делу, некие Эльфантель и Стефанович, проходили в подобном качестве во многих других бракоразводных делах Волынской епархии, возник вопрос: не являются ли они подставными лицами? Синод так и не дал разрешения на развод, посчитав предоставленные доказательства недостаточными.

- Есть ли в экспозиции то, что удивило лично вас?


- Театральный телефон - своего рода предтеча сегодняшних телетрансляций из мировых оперных театров. Еще в начале 80-х годов XIX века под эгидой Русского технического общества проводились опыты по передаче оперных спектаклей по телефону - через микрофоны, установленные в императорских театрах.

В начале XX века такие телефоны проводили в свои дома многие состоятельные горожане. Провел его, к примеру, в 1903 году в свой только что построенный особняк на Каменноостровском проспекте и председатель Комитета министров Сергей Витте.

#история #наследие #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком «Опера по телефону».


Комментарии