Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей

«Царица сцены: оперное искусство в русском театре» - так называется историко-документальная выставка, которая откроется 27 марта, в Международный день театра, в Российском государственном историческом архиве. Многие документы, представленные на ней, демонстрируются впервые. Например, грамота, пожалованная императором Александром II архитектору Альберту Кавосу, строителю Мариинского театра, возводящая того в дворянское достоинство... Наш собеседник - куратор выставки Татьяна Богданова, заместитель начальника отдела информации и научного использования документов РГИА.

Новое время. Как работал «театральный телефон» – предтеча трансляций спектаклей | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Известно ли точно, когда опера пришла на петербургскую сцену?


- В 1735 году в Петербург прибыла итальянская труппа под руководством композитора Франческо Арая. На нашей выставке как раз можно увидеть документы о назначении ей жалованья. С приездом итальянцев на императорской сцене и появились первые оперные спектакли - «Сила любви и ненависти», «Беллерофонт», «Александр в Индии» и многие другие.

Однако труппа была малочисленна, и в ту же пору в опере начали дебютировать и русские певцы. 12 июля 1783 года именным указом личному статс-секретарю Адаму Олсуфьеву императрица Екатерина II повелела образовать Особый Комитет для управления различными зрелищами и музыкой. В указе записано: «Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер».

Важной вехой стало прибытие в Россию в конце XVIII века итальянского композитора Катерино Кавоса (отца будущего архитектора), создавшего здесь музыку более чем к тридцати оригинальным операм на различные сюжеты, в том числе из русской истории. Благодаря его усилиям русская труппа была разделена сначала на драматическую и музыкальную, а затем музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году Кавос стал капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и музыкальным педагогом в театральном училище.

Кстати, именно Кавос решил судьбу постановки Михаила Глинки «Жизнь за царя». Директору театров Гедеонову первая русская классическая опера сначала не понравилась. Кавос же по достоинству оценил работу композитора-дебютанта, хотя на императорской сцене еще с 1815 года с успехом шла его собственная опера на тот же сюжет. Некоторое время обе постановки даже соседствовали в репертуаре. Катерино сам дирижировал на премьере «Жизни за царя», состоявшейся в 1836 году.

На выставке можно увидеть личные дела Осипа Петрова, первого исполнителя роли Сусанина, и Анны Воробьевой, исполнившей роль Вани. Нестор Кукольник, поэт и драматург, позднее писал о первом представлении «Жизни за царя»: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины, даже сам царь прослезился».

Сразу после успешной премьеры Гедеонов предписал Конторе императорских санкт-петербургских театров выделить актрисе Воробьевой «за отличное усердие к службе и ревностное исполнение своих обязанностей» небольшую квартиру. А Осипу Петрову повысили гонорар.

Любопытно, что изначально партия Вани была небольшой, но композитор был так очарован исполнением Анны Воробьевой, что специально дописал новую большую сцену у монастыря. Это стало своеобразным подарком композитора солистам, которые готовились к свадьбе. За тридцать лет после премьеры Осип Петров 273 раза исполнил роль Сусанина, и в 1866 году Русское музыкальное общество торжественно преподнесло ему на серебряном подносе вызолоченный кубок с лавровым венком.

- Новые оперы требовали и новых солистов?


- Безусловно! Более того, они вдохновляли авторов музыки. Так, для того же Осипа Петрова композиторы специально писали партии в своих операх: Даргомыжский - Мельника в «Русалке», Мусоргский - Варлаама в «Борисе Годунове»...

Спектакли часто посещали представители царской фамилии, и любимые солисты получали от них не только почетные звания, но и подарки. Любопытный случай произошел в 1904 году, когда за участие в спектаклях Эрмитажного театра Федору Шаляпину высочайше были пожалованы золотые часы стоимостью 150 рублей, изготовленные фирмой Павла Буре. Однако певец совершил беспрецедентный поступок - вернул подарок.

По Петербургу ходили слухи, что Шаляпин посчитал такую награду недостойной для себя, поскольку часы, которые он носил обычно, стоили намного дороже. И тогда «исполнявший должность» директора императорских театров Владимир Теляковский вынужден был просить министра императорского двора заменить часы на более дорогие. Украшение бриллиантами увеличило стоимость подарка в три раза.

Кстати, на выставке представлены документы, рассказывающие еще об одном случае из жизни великого артиста. Они связаны с бракоразводным процессом семьи Антоновичей. В качестве доказательств измены своей супруги Елены Федоровны муж, кадровый военный в чине ротмистра, представил фотографии Шаляпина с дарственной надписью некоей «Леночке»...

Певец в ответ заявил, что по этому делу «ничего не знает и никаких объяснений представить не может». А поскольку свидетели по делу, некие Эльфантель и Стефанович, проходили в подобном качестве во многих других бракоразводных делах Волынской епархии, возник вопрос: не являются ли они подставными лицами? Синод так и не дал разрешения на развод, посчитав предоставленные доказательства недостаточными.

- Есть ли в экспозиции то, что удивило лично вас?


- Театральный телефон - своего рода предтеча сегодняшних телетрансляций из мировых оперных театров. Еще в начале 80-х годов XIX века под эгидой Русского технического общества проводились опыты по передаче оперных спектаклей по телефону - через микрофоны, установленные в императорских театрах.

В начале XX века такие телефоны проводили в свои дома многие состоятельные горожане. Провел его, к примеру, в 1903 году в свой только что построенный особняк на Каменноостровском проспекте и председатель Комитета министров Сергей Витте.

#история #наследие #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком «Опера по телефону».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».