Море бурлило и кипело... Как корабль «Ингерманланд» потерпел крушение у берегов Норвегии

Занимаясь поисками материалов по истории подводных лодок для нашего школьного музея в Российском государственном архиве ВМФ, я совершенно случайно зацепился в каталоге за «Ингерманланд». Неужели тот самый, любимый корабль Петра Великого, построенный по его проекту?

Море бурлило и кипело... Как корабль «Ингерманланд» потерпел крушение у берегов Норвегии | «Крушение корабля «Ингерманланд» 30 августа 1842 года у берегов Норвегии». Картина художника Константина Круговихина (1843 г.) из собрания Центрального военно-морского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Крушение корабля «Ингерманланд» 30 августа 1842 года у берегов Норвегии». Картина художника Константина Круговихина (1843 г.) из собрания Центрального военно-морского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выписал номера архивных дел: нет, другой. Оказалось, что материалы относятся к 1842 году и связаны с трагической гибелью корабля с тем же названием, который следовал из Архангельска в Петербург. Причем одно из дел касалось публикации «по Высочайшему повелению» статьи о кораблекрушении в «Санкт-Петербургских ведомостях».

«Государю императору благоугодно было, чтобы в Морском министерстве составлена была обстоятельная статья о крушении корабля «Ингерманланд» у берегов Норвегии для напечатания в русских газетах... Считаю долгом покорно просить о приказании напечатать оную в одном из следующих номеров «С.-Петербургских ведомостей» - откуда она, вероятно, перейдет и в другие русские журналы и газеты», - говорилось в письме морского министра, адмирала, князя Александра Меншикова министру просвещения Сергею Уварову.

...«Ингерманланд» прослужил недолго: он был спущен на воду в конце мая 1842 года. Это был парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота, построенный по проекту корабельного мастера A. M. Курочкина.

24 июля (5 августа) 1842 года линкор во главе небольшого отряда кораблей вышел из Архангельска. На борту находились около тысячи человек команды, а также жены и дети морских офицеров.

Судя по обнаруженным архивным документам, судно шло, огибая Норвегию, в очень тяжелых условиях: уже 29 июля «у мыса Нордкап отряд встретил противный (то есть встречный. - Ред.) ветер, продолжавшийся почти целый месяц, при суровой погоде и густых туманах...». Только 21 августа ветер сменился попутным, но он был такой силы, что рвал паруса.

30 августа снова разыгрался шторм. Впереди показались огни, которые на «Ингерманланде» приняли за голландское судно. Капитан изменил курс, и это было роковым решением. Корабль трижды ударился днищем об острые камни и наклонился на ветреную сторону: «снесено было множество людей за борт». Дежурный офицер в ужасе докладывал: «Половина трюма залита водой!».

Стало ясно: линкор уже не спасти и надо идти к берегу, чтобы хотя бы спасти людей. Судно неумолимо наполнялось водой. Сигнал бедствия подавали непрерывной пальбой из пушек. Воду откачивали ручными помпами, вычерпывали ведрами, а также всем, что было под рукой. А затем произошло удивительное: «Корабль, погружаясь постепенно, около 2-х или 3-х часов ночи, затонул до шкафута, но сверх чаяния не погрузился на дно... Ют в это время был погружен в воду по пояс человека».

Спасение знаменного флага было поручено мичману Павлу Шигорину. Сняв флаг, он попытался выбраться с линкора на шлюпке, но ее опрокинуло и, как говорится в архивном документе, «все бывшие на нем были поглощены волнами». По словам очевидцев, мичман Шигорин погиб в пучине, завернутый в знамя...

«В это время священник Василий Назарьев (из Архангельского уезда. - Ред.) с крестом и святыми дарами в руках подошел к работавшим людям и сам бестрепетно, с христианским смирением встречая угрожающую всем кончину, приступил к последнему утешению, - говорится дальше в документе. - Но едва успел он благословить команду, столь усердно старавшуюся о спасении корабля и до конца сохранившую примерную дисциплину и порядок, как нашедший вал сбросил его в море, и с ним увлекло многих других, которые были тотчас же поглощены волнами».

Море бурлило и кипело. Никаких средств подать сигнал бедствия, кроме как звонить в колокол, на «Ингерманланде» уже не оставалось. Когда казалось, что все кончено, к терпящему бедствие судну подошли норвежские лоцманские боты и взяли на свой борт уцелевших членов экипажа.

Как следует из материалов специального расследования, проведенного Морским адмиралтейством, в результате катастрофы в проливе Скагеррак погибли 389 человек, выжили 509, в том числе командир корабля капитан 1-го ранга Павел Михайлович Трескин. Во время рокового шторма его трижды смывало волной за борт, но всякий раз удавалось спасти.

В своем донесении 70-летний Трескин указывал: «усталый, весь разбитый в крайней горести от великого несчастия, в беспамятстве и бреду, я не имел места, где прислониться; все возвышенные места были сплошь заняты людьми. Я обхватился за шлюп-балку, на которой удержаться не мог, свернулся и упал опять за борт, откуда вытащен был в изломанную затонувшую шлюпку...». К вечеру ее прибило к берегу около Листерских маяков, «жители вынесли почти всех на руках в свои хижины, в том числе одно мертвое тело. Тотчас дано знать в окрестности, что корабль не затонул и что на нем много людей, ожидающих спасение».

1 сентября английское купеческое судно спасло унтер-офицера Федорова и 12 матросов, которых плот двое суток носил по волнам. Но к этому времени в живых из них остались только шестеро...

Расследование причин гибели «Ингерманланда» полностью подтвердило правильность всех действий капитана и команды. Император собственноручно начертал: «Объявить капитану, что я его не виню в потере корабля, а офицерам и нижним чинам, что я совершенно доволен их поведением во время сего несчастия».

#история #кораблекрушение #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6544) от 11.10.2019 под заголовком «Море бурлило и кипело...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».